Основные представители философии джайнизма

share the uri
  • Основные представители философии джайнизма

    Начало собственно философии джайнизма было положено в тексте «Таттвартхадхигама-сутра» (санскр. Tattvārthādhigama-sūtra, букв. «Сутра постижения категорий реальности») Умасвати (IIIIV вв.), признаваемом в качестве авторитетного источника всеми направлениями и школами джайнизма, а также сочинений дигамбарского учителя Кундакунды (Corpus Cundacundae), созданных, вероятно, между III и IV веками н.э. Сочинение Умасвати вместе с автокомментарием является первым авторским философским компендиумом на санскрите. В нем в систематизированном виде изложена вся доктрина джайнизма.

    Тексты Кундакунды, написанные на пракрите (т.н. джайн-шаурасени), в совокупности представляют собой самую раннюю попытку обосновать учение Махавиры с философских позиций. Наиболее значимыми для традиции являются трактаты «Правачана-сара» (санскр. Pravacana-sāra, букв. «Суть изложения [учения]»), «Самая-сара» (санскр. Samaya-sāra, букв. «Суть наставления»), «Нияма-сара» (санскр. Niyama-sāra, букв. «Суть [учения о] воздержании») и «Панчастикая-сара» (санскр. Pañcāstikāya-sāra, букв. «Суть [учения о] пяти протяженных субстанциях»). Основной акцент в учении Кундакунды делается на различении подлинной и обыденной точек зрения при анализе духовной субстанции и ее связи с кармой. Применение «учения о точках зрения» приводит Кундакунду к смелому выводу о том, что осознание нереальности и неподлинности связи души и материи является главной целью духовного самосовершенствования и реализацией фундаментального сотериологического идеала джайнизма – освобождения.

    Тексты, входящие в Corpus Cundacundae и учение, в них изложенное (в первую очередь о природе духовной субстанции), сыграли важнейшую роль в истории философской традиции джайнизма (особенно его дигамбарского направления), во многом послужив отправным пунктом для эпистемологических идей Пуджьяпады (VVI вв.), Акаланки Бхатты (VIII в.) и Видьянанды (IX в.). Кроме того, Кундакунда может считаться первым мистиком джайнизма, чьи идеи будут подхвачены и развиты в сочинениях Йогинду (между VIX вв.), Тараны Свами (1148‒1515), Банарсидаса (1586‒1643), Тодармала (XVIII в.) и Каджисвами (1889‒1980).

    В рамках дигамбарской ветви джайнизма заметный след оставил Самантабхадра (до VI в.), который создал несколько философских гимнов, используемых джайнами в ритуальной практике вплоть до настоящего времени. Помимо этого, Самантабхадре принадлежит практически первое джайнское сочинение в жанре шравакачара (санскр. śrāvakācara, букв. «Поведение мирян») – трактат (в 150 стихах) по этике и аскетической дисциплине для домохозяев. Самантабхадра, как Пуджьяпада, Акаланка Бхатта и др., в своих сочинениях и комментариях на сутру Умасвати разрабатывал также логическую проблематику, уточняя трактовку базовых понятий джайнизма в полемике с представителями других школ индийской философии.

    Существенный вклад в этическую концепцию джайнизма внес Амритачандра Сури (X в.), создавший трактат «Пурушартхасиддхьюпая» (санскр. Puruṣārthasiddhyupāya, букв. «Средство достижения цели души»), в котором дано подробное обоснование и описание практики не-насилия (ахимса, санскр. ahiṃsā).

    Дигамбарский философ-энциклопедист Немичандра Сиддханта Чакравартин (XXI вв.), писавший на пракрите джайн-шаурасени, создал объемное произведение под названием «Гоммата-сара» (санскр. Gommaṭa-sāra, букв. «Суть [учения для] Гомматы»), где детально описал все многообразие видов душ, способы и типы взаимосвязи души с кармической материей. Помимо этого, ему приписывается еще четыре сочинения: «Лабдхи-сара» (санскр. Labdhi-sāra, букв. «Суть обретений»), рассказывающее о пяти видах лабдхи-«обретений», ведущих к правильному поведению; «Кшапана-сара» (санскр. Kṣapaṇa-sāra, букв. «Суть уничтожения»), повествующее о методах уничтожения страстей – гордости, алчности, лживости и гнева; «Трилока-сара» (санскр. Triloka-sāra, букв. «Суть [учения] о трех мирах») – работа по джайнской космологии и космографии и «Дравья-санграха» (санскр. Dravya-sagraha, букв. «Собрание субстанций») – краткий конспект основных положений джайнизма.

    Шветамбарский автор Сиддхасена Дивакара (VIII в.) создал первый в истории джайнизма трактат, посвященный собственно логическим проблемам, под названием «Ньяяватара» (санскр. Nyāyāvatarā, букв. «Воплощение логики»). В нем он выделил различные виды спора, рассмотрел источники и средства достоверного познания в контексте джайнской эпистемологии, описал типы аргументов, ошибки в споре и т.п. В другом своем сочинении «Санматитарка-пракарана» (санскр. Sanmatitarka-prakaraṇa, букв. «Руководство по истинному рассуждению») он представил обоснование доктрин «неодносторонности» и «некоторым образом», в том числе и применительно к анализу субстанций, модусов и атрибутов.

    Шветамбарский философ Харибхадра Сури (VIII в.) прославился своим сочинением «Шаддаршана-самуччая» (санскр. Ṣaḍdarśana-samuccaya, букв. «Собрание шести учений»), в котором изложил основные положения шести современных ему школ индийской философии, впервые в истории применив термин «даршана» для обозначения философского учения. Значителен его вклад в разработку джайнской йоги и этики. Кроме того, он составил первые комментарии на санскрите на ряд текстов канона.

    Шветамбарский философ-энциклопедист Хемачандра Сури (XIXII в.), прозванный своими современниками «Каликала-сарваджня» (букв. «всеведущий эпохи кали»), помимо сочинений по поэтике, лексике и грамматике – важнейшем вкладе в изучение санскрита и пракритов, прославился знаменитым жизнеописанием шестидесяти трех выдающихся представителей джайнизма под названием «Тришаштишалакапуруша-чарита» (санскр. Triṣaṣṭiśalākāpuruṣa-carita, букв. «Жизнеописание шестидесяти трех “выдающихся людей”»). Он оставил также трактаты по йоге и по логике с автокомментариями, включая краткие строфы по джайнской теории неодносторонности «Аньяйогавьяваччхедика» (санскр. Anyayogavyavacchedikā, букв. «Различитель другой йоги»). Эти строфы послужили основой для комментария под названием «Сьядвадаманджари» (санскр. Syādvādamañjari, букв. «Гирлянда “некоторым образом”») Маллишены Сури (XIII в.), где посредством джайнской методологии и «доктрины точек зрения» подвергаются критике односторонние утверждения других школ. Подробный анализ учения о карме и классификация типов и видов кармической материи содержатся в трактате «Карма-грантха» (санскр. Karma-grantha, букв. «Книга о карме») Девендры Сури (XIV в.).

    Творческий период развития философии джайнизма завершается фигурой Яшовиджаи Махопадхьяи (1624‒1688), чьи сочинения по логике и эпистемологии являются последними оригинальными философскими произведениями в джайнизме. При этом комментаторская деятельность продолжается в джайнизме вплоть до настоящего времени; опираясь в основном на произведения предшествующих экзегетов, она носит по большей части эпигонский характер.

  • Sources

  • Пуджьяпада. Сарвартхасиддхи / Вступит. ст., пер. с санскрита, прил. Н.А. Железновой. М., 2005.
  • Bibliography

  • Jain Philosophy / Ed. by D. Malvania, J. Soni. Delhi, 2007. (Encyclopedia of Indian Philosophies. Vol. X).
  • Jain Philosophy / Ed. by K. Potter, P. Balcerowicz. Delhi, 2013. (Encyclopedia of Indian Philosophies. Vol. XIV, XVII).
  • Mehta M.L. Jaina Philosophy. Varanasi, 1971.
  • Железнова Н.А. Джайнизм. Энциклопедический словарь. М., 2018.
  • Железнова Н.А. Дигамбарская философия от Умасвати до Немичандры. Историко-философские очерки. М., 2012.
  • Железнова Н.А. Учение Кундакунды в философско-религиозной традиции джайнизма. М., 2005.
  • Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994.