Биография Льва Шестова

share the uri
  • Биография Льва Шестова

    Шестов Лев (настоящее имя Иегуда Лейб Шварцман, 31.01. (12.02.) 1866, Киев – 20.11.1938, Париж), религиозный мыслитель и эссеист, предвосхитивший основные идеи экзистенциализма ХХ в.

    Родился в семье киевского коммерсанта Исаака Моисеевича Шварцмана. В юности увлекался политикой и был близок к народовольцам, изучал К. Маркса и был одним из первых критиков марксистского учения в Киеве [Лундберг, 1930, т. 2, с. 75]. В 1884–1889 учился сначала на математическом факультете Московского университета, затем на юридическом факультете Киевского университета. В 1889 работал над диссертацией «Фабричное законодательство в России», которая была запрещена к печати. В возрасте 23–28 лет Шестов пробовал себя в прозе – писал рассказы, героями которых были правдоискатели и революционеры. Первые публикации появились в ежедневной киевской газете народнического направления «Жизнь и искусство», где в 1895–1899 Шестов вел журнальное обозрение, публиковал статьи по юридическим и финансовым вопросам под псевдонимами «Читатель», «Черный», «Л.Ш.».

    В 1895–1896 Шестов пережил тяжелый кризис, ставший источником его будущей «философии трагедии», которая родилась из личной драмы мыслителя – из мучительных отношений, сложившихся между философом и сестрами Варварой и Анастасией Малахиевыми. Он уехал за границу, чтобы лечиться и заниматься литературой и философией, жил в Вене, Карлсбаде, Берлине, Париже, Мюнхене и др. В 1896–1897 работал над сочинением «Шекспир и его критик Брандес», опубликованным в 1898 под псевдонимом «Лев Шестов». В конце 1898 завершил работу над книгой «Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше (философия и проповедь)», которая была опубликована в 1901 благодаря рекомендации В.С. Соловьева. В 1902 в журнале С.П. Дягилева «Мир искусства» было напечатано его сочинение «Достоевский и Ницше (философия трагедии)» (№ 2–9/10), вышедшее в 1903 отдельным изданием. Эта работа выдержала наибольшее количество изданий и была переведена на множество языков. В 1899–1904 Шестов познакомился с петербургскими философами и литераторами Л.А. Севом, Н.М. Минским, П.Б. Струве, Д.С. Мережковским и В.В. Розановым, в Киеве с Г.И. Челпановым, С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым, М.Б. Ратнером, А.М. Ремизовым. В 1905 вышла книга «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)», в 1908 и 1910 изданы сборники статей «Начала и концы» и «Великие кануны» с работами об А.П. Чехове, Ф.М. Достоевском, Н.А. Бердяеве, Л.Н. Толстом, Ф. Сологубе.

    В 1910 Шестов с женой А.Е. Березовской и дочерьми переехал в Швейцарию, до 1914 жил в Коппе, где начал углубленно изучать европейскую философию и богословие. Этот этап является водоразделом между литературно-критическим и собственно философским периодами его творчества. В Коппе было написано сочинение «Sola fide – только верою», изданное посмертно (вторая часть вышла по-французски в 1957, на русском языке опубликована в 1966). В октябре 1914 Шестовы переехали в Москву, где философ часто встречался со Г.Г. Шпетом, Г.И. Челпановым, С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым, В.И. Ивановым, М.О. Гершензоном, С.В. Лурье, сестрами А.К. и Е.К. Герцык и др. В 1918 он перебрался в Киев, откуда затем через Ялту в 1920 выехал за границу.

    С весны 1921 Шестов обосновался в Париже, где наладил сотрудничество с эмигрантскими изданиями «Последние новости», «Грядущая Россия», «Современные записки». На протяжении 15-ти лет он читал лекции на Русском отделении Института славяноведения при Сорбонне, публиковался во французских журналах «Nouvelle Revue Française», «Mercure de France» и «Revue philosophique de la France et de l’étranger». В 1921–1930 часто встречался в Берлине с русскими и немецкими писателями и философами, вошел в президиум немецкого общества Ф. Ницше, стал членом Кантовского общества. К 1926 у него появился широкий круг знакомых среди русских, французских (Л. Леви-Брюль, Г. Марсель, А. Мальро, Ж. Маритен и др.) и немецких литераторов и философов. В 1928 он познакомился Э. Гуссерлем, обратившим его внимание на творчество С. Кьеркегора, с М. Бубером, М. Хайдеггером, чуть позже с Х. Ортега-и-Гассетом. Среди русских эмигрантов самым близким человеком для Шестова на протяжении долгих лет оставался Бердяев, с которым он вел ожесточенные идейные споры; дружил с И.А. Буниным, в разные годы общался с Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, П.Б. Струве, П.Н. Милюковым, А.М. Ремизовым, Андреем Белым, З.А. Венгеровой, Н.М. Минским, М.И. Цветаевой, С.Н. Булгаковым. Выступал с докладами во Франции, Германии, Швейцарии и Палестине. В 1929 вышли его книга «На весах Иова (Странствование по душам)» и ее немецкий перевод «Auf Hiobs Waage». В 1936 был создан Комитет друзей Льва Шестова, взявший на себя финансирование издания его работ, в том числе сочинения о Кьеркегоре (1936). В 1937–1938 Шестов читал лекции на французском радио, посвященные творчеству Достоевского и Кьеркегора. В 1938 опубликован его итоговый труд «Афины и Иерусалим». В Граце несколько лет существовало Шестовское общество, издавшее ряд книг о нем.

  • Bibliography

  • Fondane B. Rencontres avec Léon Chestov. Paris, 1982.
  • Lossky V. L`Homme devant Dieu chez Lev Šestov et Marina Cvetaeva // Cahiers du Monde Russe et Soviétique. 1988. Vol. 29. No. 29(3–4). P. 519–531.
  • Nivat G. Chestov et Berdiaev: la liberté, cet avant-Dieu // Magazine Littéraire. 1994. No. 320. P. 32–34.
  • Philonenko A. Pour un portrait de Chestov // Europe. 2009. No. 960. P. 15–24.
  •  
  • Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова: в 2 т. Paris, 1983.
  • Бердяев Н., Шестов Л. Переписка и воспоминания // Континент. 1981. № 30. С. 293–313.
  • Булгаков – Шестову, Шестов – Булгакову // Новый журнал. 1995. Кн. 200. С. 311–314.
  • Визгин В.П. Бердяев и Шестов: спор об экзистенциальной философии // Полигнозис. 2000. № 3. C. 120–127.
  • Герцык Е.К. Воспоминания: Н. Бердяев, Л. Шестов, С. Булгаков, М. Волошин, А. Герцык. Paris, 1973.
  • Гершензон М.О. Письма к Льву Шестову (1920–1925) // Минувшее. 1992. № 6. С. 237–312.
  • Из переписки Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и Л.И. Шестова [1924–1938] // Мосты. 1961. № 8. С. 255–261.
  • Исцеление для неисцелимых. Эпистолярный диалог Льва Шестова и Макса Эйтингона. М., 2014.
  • Ловцкий Г. Лев Шестов по моим воспоминаниям // Грани. 1960. № 45–46.
  • Лундберг Е.Г. Записки писателя (1920–1924): в 2 т. Л., 1930.
  • Малахиева-Мирович В.Г. Маятник жизни моей: Дневник русской женщины 1930–1954. М., 2016.
  • Малахиева-Мирович В.Г. О преходящем и вечном. Дневниковые записи (1930–1934) // Новый мир. 2011. № 6. С. 130–149.
  • Мачульская О.И. Является ли революция актом творчества? Послесловие к публикации статьи Л. Шестова «Что такое русский большевизм» // История философии. 2001. № 8. С. 122–123.
  • Мотрошилова Н.В. Парабола жизненной судьбы Льва Шестова // Вопросы философии. 1989. № 1. С. 129–143.
  • Неизданные письма Льва Шестова [Письма к жене, к дочерям и к А. Лазареву (1920–1938)] // Русская мысль. 1969. 27 февраля. № 2727.
  • Панченко Ф.К. Н.К. Михайловский и Л.И. Шестов: творческие параллели // Вестник РГГУ. 2009. № 12. С. 272–277.
  • Переписка Л.И. Шестова с А.М. Ремизовым // Русская литература. 1992. № 2. С. 133–169
  • Переписка Льва Шестова с Борисом Шлёцером. Париж, 2011.
  • Ремизов А.М. Кукха. Розановы письма. Берлин, 1923.
  • Шерер Ю.В. Религиозные поиски русской интеллигенции начала XX века // Общественные науки и современность. 1991. № 2. С. 167–174.
  • Шестов Л. Письма к Г.Г. Шпету // Творческое наследие Г.Г. Шпета и философия XX века: К 120-летию со дня рождения Густава Шпета. Томск, 1999. С. 212–229.
  • Штейнберг А. Друзья моих ранних лет (1911–1928). Paris, 1991.
  • Янцен В. Письма русских мыслителей в базельском архиве Фрица Либа: Н.А. Бердяев, Лев Шестов, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков (1926–1948) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник 2001/2002. С. 226–563.