«Пудгалавинишчая» Васубандху

share the uri
  • «Пудгалавинишчая» Васубандху

    Композиционно и стилистически эта 9-я книга АКБ сильно отличается от остальных, представляя собой лишь прозаический комментарий в чистом виде. Количество карик в ней (13) значительно меньше, чем в остальных книгах. Исследователи и издатели дают различные названия этой книге: «Исследование [вопроса о] субъекте (пудгале)» (C.Д. Шастри), «Учение о субъекте» («Пудгаланирдеша») в издании В. Гокхале, «Отрицание субъекта» («Пудгалапратишедха») у де ла Валле-Пуссена, или «Трактат об отрицании субъекта» («Пудгалапратишедхапракарана») у М. Капштейна. Прадхан вообще не указывает названий книг АКБ. В самой АКБ встречаются два названия: «Отрицание учения о субъекте» («Атмавадапратишедха», комментарий на АК 5.27) и «Трактат об отрицании субъекта» (комментарий на АК 4.73).

    Книга представляет собой полемику Васубандху с воображаемыми оппонентами по вопросу о субъекте. Условно ее можно разделить на 3 приблизительно равные части: в кратком введении Васубандху приводит ключевые положения своей концепции и свой главный «гносеологический аргумент» против существования «я» (атмана) - неизменного начала, понимаемого как душа, или субъект познания, деятельности и моральной ответственности; в 1-й главе, опираясь на чисто логические аргументы, он полемизирует с «пудгалавадинами», или «учащими о пудгале» (субъекте), утверждавшими реальное существование души, или субъекта; во 2-й спорит с ними же, ссылаясь на доктринальную базу палийского канона, в 3-й – с вайшешиками о феномене припоминания и о личной идентичности. Заключительная часть книги традиционно считается дискуссией с вайшешиками, отстаивающими идею субстанциальности атмана и его вечности (так считали комментатор Яшомитра, де ла Валле-Пуссен, Пруден и др.). Л. де ла Валле-Пуссен полагал, что в трактате имеет место дискуссия и с представителями грамматической философской традиции, Ф. Щербатский – также и с санкхьяиками.

  • Sources

  • Abhidharmakosa. 9th Chapter / Ed. by Zhang Xueshan. Research Institute of Sanskrit Manuscripts & Buddhist Literature, Peking University. Peking. URL: http://www.mldc.cn/sanskritweb/resour/etext/abhk9.html (дата обращения: 15.09.2016).
  • Abhidharmakosabhasyam / Trans. by L. de La Vallée Poussin; English trans. by L.M. Pruden. 4 Vols. Berkeley (Calif.), 1988–1990.
  • L’Abhidharmakosa de Vasubandhu / Trad. et annoté par L. de la Vallée Poussin. Chap. 1–9. Paris, 1923–1931.
  • Pradhan P. Abhidharmakosabhasya of Vasubandhu, Tibetan Sanskrit Works Series. Vol. VIII. Patna, 1967 (2nd ed., rev. with introd. and indices by Dr. Aruna Haldar, 1975).
  • Shastri S.D. Abhidharmakosa & Bhasya of Acharya Vasubandhu with Sphutartha Commentary of Acharya Yasomitra. Part I (I and II kosasthana). Varanasi, 1970.
  • Bibliography

  • Duerlinger J. Indian Buddhist Theories of Persons. Vasubandhu’s Refutation of the Theory of a Self. L., 2003.
  • Gokhale V.V. The Text of the Abhidharmakosakarika of Vasubandhu // Journal of the Bombay Branch, Royal Asiatic Society. 1946. Vol. 22. P. 73–102.
  • Gold J.C. Paving the Great Way: Vasubandhu’s Unifying Buddhist Philosophy. N. Y., 2015.
  • Kapstein M. Reason's Traces: Identity and Interpretation in Indian and Tibetan Buddhist Thought. Boston, 2001.
  • Stchеrbatsky Th. The Soul Theory of the Buddhists // Известия Российской Академии наук. 1919. Сер. 6. Т. 13. С. 823–854, 937–958 (repr. Delhi, 1976).
  • Брянский М.Г. Трактат Васубандху «Критика теорий атмана» (Исследование, критический текст, перевод, комментарий). Дисс. М., 1975.
  • Титлин Л.И. Проблема субъекта в индийской философии («Пудгалавинишчая» Васубандху). М., 2018.