«Абхидхармакоша» и «Абхидхармакоша-бхашья»

share the uri
  • «Абхидхармакоша» и «Абхидхармакоша-бхашья»

    Ключевое произведение Васубандху – «Абхидхармакоша» («Энциклопедия (сокровищница, хранилище) Абхидхармы», далее АК, ок. 350 н.э.), содержащее учение о дхармах, или элементах психофизического потока. АК задумывалась автором как компендий высшего знания, имеющего своей целью освобождение (нирвану). Фактически же это краткое изложение учения кашмирских вайбхашиков. В странах северного буддизма, включая Тибет, АК является главным текстом для изучения буддийской традиции.

    Философским трактатом в подлинном смысле слова является «Абхидхармакоша-бхашья» («Abhidharmakośabhāṣya», далее АКБ, ок. 360 н.э.), т.е. прозаический комментарий на стихотворную АК, написанный самим автором, в котором он выступает уже против многих положений вайбхашиков с позиций школы саутрантика, попутно выдвигая аргументы и против представителей брахманистских школ.

    АКБ состоит из девяти книг, или разделов (sthāna): книга 1-я – «Дхатунирдеша» («Учение о классах элементов», в ней изложена классификация дхарм), 2-я – «Индриянирдеша» («Учение о факторах доминирования в психике», в которой говорится об органах чувств, ментальных состояниях и продолжается классификация дхарм), 3-я – «Локанирдеша» («Учение о мире», в ней рассматривается космология, классы живых существ и учение о времени), 4-я – «Карманирдеша» («Учение о карме»), 5-я – «Анушаянирдеша» («Учение об аффектах»), 6-я – «Маргапудгаланирдеша» («Учение о пути благородной личности», посвящена буддийскому пути), 7-я – «Джнянанирдеша» («Учение о знании», говорит о различных видах знания), 8-я – «Самапаттинирдеша» («Учение о сосредоточенности», излагает учение о медитации), 9-я – «Пудгалавинишчая» («Исследование пудгалы»).

    Центральное в трактате – понятие дхармы (dharma), получившее весьма различные толкования в самом буддизме и в буддологической науке. В онтологическом контексте дхарму можно определить как конечный и единственно реальный элемент бытия (dravya), в этом аспекте отчасти близкий европейскому понятию субстанции. Однако если субстанция понимается как неизменная основа для изменчивых качеств, то дхарма – это тождество качества и его носителя. Буддизм не признает деления на субстанцию и качество, распространенное в большинстве школ индийской философии. Именно Васубандху принадлежит классическое определение дхармы как «носителя собственного признака» (АК I.2). Дхармы (в сарвастиваде – вайбхашике их насчитывают 75, в других школах – до 100), составляют абсолютный онтологический уровень бытия (paramārthasatya), все же прочие феномены – лишь конвенциональные (условно существующие) сущности (parikalpita, prajñāpti) и существуют только на эмпирическом уровне (saṃvṛtisatya).

    Предшественником АК по форме и содержанию является трактат «Сущность Абхидхармы» («Abhidharmahṛdaya» или «Abhidharmasāra») Дхармаджины (после 130 н.э.), состоящий из семи глав и практически полностью предваряющий систему Васубандху. Как отмечал Пруден, Васубандху не только почти полностью заимствовал структуру «Абхидхарма-хридаи», но также одним из первых использовал новаторскую для буддизма форму изложения (деление на стихи и автокомментарий). Изменения в структуре текста коснулись только введения двух принципиально новых глав: космологической «Локанирдеши» (Lokanirdeśa «Описание миров») и «Пудгалавинишчаи» (9-я книга АКБ, посвященная опровержению учений об атмане). Два других известных предшественника Васубандху также составляют трактаты из 7 глав и не содержат главы о субъекте – это «Абхидхарма-хридая» Упашанты и «Кшудрака-Абхидхарма-хридая» Дхарматраты.

  • Sources

  • Abhidharmakosa. 9th Chapter / Ed. by Zhang Xueshan. Research Institute of Sanskrit Manuscripts & Buddhist Literature, Peking University. Peking. URL: http://www.mldc.cn/sanskritweb/resour/etext/abhk9.html (дата обращения: 15.09.2016).
  • Abhidharmakosabhasyam / Trans. by L. de La Vallée Poussin; English trans. by L.M. Pruden. 4 Vols. Berkeley (Calif.), 1988–1990.
  • L’Abhidharmakosa de Vasubandhu / Trad. et annoté par L. de la Vallée Poussin. Chap. 1–9. Paris, 1923–1931.
  • Pradhan P. Abhidharmakosabhasya of Vasubandhu, Tibetan Sanskrit Works Series. Vol. VIII. Patna, 1967 (2nd ed., rev. with introd. and indices by Dr. Aruna Haldar, 1975).
  • Shastri S.D. Abhidharmakosa & Bhasya of Acharya Vasubandhu with Sphutartha Commentary of Acharya Yasomitra. Part I (I and II kosasthana). Varanasi, 1970.
  • Абхидхармакоша / Близкий к тексту пер. с тиб. на рус. яз. Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. Т. 1. Гл. 1–2; Т. 2. Гл. 3. Улан-Удэ, 1980.
  • Абхидхармакоша / Близкий к тексту пер. с тиб. на рус. яз. Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. Т. 3. Гл. 4. Улан-Удэ, 1988.
  • Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1: Раздел I: Учение о классах элементов. Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике / Изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М., 1998.
  • Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 2: Раздел III: Учение о мире. Раздел IV: Учение о карме / Изд. подгот. Е. П. Островская, В. И. Рудой. М., 2001.
  • Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша). Раздел V: Учение об аффектах. Раздел VI: Учение о пути благородной личности / Сост., пер. коммент., исслед. Е.П. Островской, В.И. Рудого. СПб., 2006.
  • Bibliography

  • Gokhale V.V. The Text of the Abhidharmakosakarika of Vasubandhu // Journal of the Bombay Branch, Royal Asiatic Society. 1946. Vol. 22. P. 73–102.