Жизнь и сочинения Васубандху

share the uri
  • Жизнь и сочинения Васубандху

    Васубандху (санскр. Vasubandhu) (IV в.), буддийский философ, согласно традиции младший брат философа Асанги. Автор фундаментального труда «Абхидхармакоша» с автокомментарием «Абхидхармакоша-бхашья», а также «Тримшики» и «Вимшатики» – изложений основных учений школы йогачара.

    В связи со сложностью датировки жизни Васубандху некоторыми учеными выдвигалась теория «двух Васубандху», однако в последнее время специалисты склоняются к тому, что это все-таки одна фигура (Дж. Голд). Согласно Анакеру, собравшему сведения о биографии Васубандху, он родился в 316 в Пурушапуре (совр. Пешавар), в тогдашнем регионе Гандхара, и умер в 396 (датировка, относящаяся к IV в., была предложена еще в 1911 французским исследователем П.Н. Пери). Биография Васубандху – «Босупанду фаши чжуань» («Биография учителя Васубандху») была написана или, скорее, составлена Парамартхой, одним из главных представителей йогачары в Китае. Она сохранилась только в составе китайской «Трипитаки» и является единственной полной биографией учителя. Некоторая информация содержится и в других китайских источниках, прежде всего в сочинениях Сюаньцзана.

    Отцом Васубандху был брахман и придворный жрец из готры (рода) Каушика. Васубандху появился на свет через год после того, как его старший брат Асанга стал буддийским монахом. Эпоха, когда жил Васубандху, – время расцвета «индийского дискуссионного клуба» (В.К. Шохин), начало общеиндийской полемики об анатмане (не-«я»), которая до первых веков н.э. проходила исключительно в буддийских кругах. Первоначально Васубандху вступил в хинаянскую школу сарвастивады в Айодхье, где его учителем был Буддхамитра, и изучал главным образом учение вайбхашиков. Начав серьезно сомневаться в его истинности и познакомившись, благодаря учителю Маноратхе, с учением саутрантиков, он решает отправиться в Кашмир, колыбель вайбхашики, чтобы изучить ее учение более подробно. Во время отсутствия его и Маноратхи в Айодхье туда прибыли учитель санкхьяиков Виндхьявасин и его ученик Варшаганья и победили в диспуте Буддхамитру. Чтобы опровергнуть Виндхьявасина, Васубандху составил трактат «Парамартхасаптатика» («Семьдесят строф о высшей истине»).

    Васубандху учился в Кашмире в 342–346, где познакомился со своим будущим оппонентом Сангхабхадрой, учеником той же школы. Возвратившись в Пурушапуру, он стал читать лекции по философии вайбхашики и в конце каждой лекции сочинял строфу, которая ее суммировала. Составленные им более 600 строф (карик) содержат подробное описание системы вайбхашиков и сжатое изложение их основного трактата «Махавибхаша» («Великий комментарий» к компендиуму «Метод знания»). Эти карики и сформировали «Абхидхармакошу». В то же время Васубандху работал над своим автокомментарием к «Абхидхармакоше», в котором проводилась последовательная критика системы вайбхашиков с точки зрения саутрантики. После составления «Абхидхармакоши» Васубандху много путешествовал по всей Индии.

    После захвата ок. 350 Северной Индии Самудрагуптой Васубандху, а также его учителя Буддхамитра и Маноратха решили перебраться в Айодхью. Обратившись под влиянием своего старшего брата Асанги в махаяну, Васубандху написал комментарии к посланным ему Асангой «Акшаяматинирдеша-сутре» («Учение «Акшаямати-сутры») и «Дашабхумике» («Сутра, имеющая 10 уровней»). После смерти Асанги последовали комментарии к махаянским трактатам «Мадхъянтавибханга» («Различение между серединой и крайностями»), «Махаянасутраланкара» («Украшение сутр махаяны»), «Дхармадхарматавибхага (или «-вибханга») («Различие между существованием и сущностью»), которые приписываются учителю Асанги Майтрейе и считаются базовыми сочинениями йогачары. Кроме того, Васубандху написал комментарий к «Махаянасанграхе» («Компендиум Махаяны») Асанги – первое систематическое изложение учений школы йогачара-виджнянавада, составил комментарии к «Аватамсака-сутре» («Цветочная гирлянда сутр»), «Нирвана-сутре» («Сутра о нирване»), «Саддхармапундарика-сутре» («Сутра о цветке лотоса истинного учения»), «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутре» («Алмазная сутра совершенства мудрости»), «Вималакирти-сутре» («Сутра наставлений Вималакирти») и «Шрималадеви-симханада-сутре» («Сутра львиного рыка царицы Шрималы»).

    Комментарий Васубандху к «Сукхавативья-сутре» («Сутра рая будды Амитабхи») стал базовым трактатом для китайско-японской школы «Чистой земли». Индийская школа йогачара-виджнянавада представлена в Китае тремя школами, все они возникли на базе работ Васубандху. Первая из них, школа дилун (1-я пол. VI в.), возникла на основе его комментария к «Дашабхумика-сутре», вторая, школа шелун (2-ая пол. VI в.), возникла на основе перевода Парамартхи «Махаянасанграхи». Последняя, школа фасян, основанная Сюаньцзаном и его учеником Куиджи в VII в., приняла в качестве базового текста «Тримшику».

    Васубандху составил также трактаты по виджняптиматре («только-лишь-сознанию») и прокомментировал «Махаянасанграху», «Триратнаготру» («Род трех драгоценностей»), «Амритамукху» («Уста нектара бессмертия») и другие трактаты. Став знаменитым махаянским учителем (возможно, уже к 360), Васубандху был провозглашен во многих школах махаяны бодхисатвой.

    В старости Васубандху снова отправился странствовать. В Каушамби он написал «Тримшику» и «Вимшатику» – изложение учения йогачары-виджнянавады. После воцарения около 391 Говиндагупты Васубандху поселился в Айодхье, приняв пожизненное царское содержание. Скончался в возрасте 80 лет.

    Васубандху известен как автор тысячи работ, 500 из них в традиции хинаяны и 500 в традиции махаяны. До нашего времени дошло только 47 работ, из которых только 9 в санскритском оригинале, 27 в китайском переводе, 33 в тибетском, и лишь в 30 из них относительно его авторства не может быть никакого сомнения. В соответствии с датировкой Анакера можно предположить, что сначала были написаны работы по абхидхарме, затем ранние работы по махаяне, а уже затем сочинения, относящиеся к йогачаре, из которых самой поздней является «Трисвабхаванирдеша» («Учение о тройственной природе»).

  • Sources

  • Abhidharmakosa. 9th Chapter / Ed. by Zhang Xueshan. Research Institute of Sanskrit Manuscripts & Buddhist Literature, Peking University. Peking. URL: http://www.mldc.cn/sanskritweb/resour/etext/abhk9.html (дата обращения: 15.09.2016).
  • Abhidharmakosabhasyam / Trans. by L. de La Vallée Poussin; English trans. by L.M. Pruden. 4 Vols. Berkeley (Calif.), 1988–1990.
  • L’Abhidharmakosa de Vasubandhu / Trad. et annoté par L. de la Vallée Poussin. Chap. 1–9. Paris, 1923–1931.
  • Pradhan P. Abhidharmakosabhasya of Vasubandhu, Tibetan Sanskrit Works Series. Vol. VIII. Patna, 1967 (2nd ed., rev. with introd. and indices by Dr. Aruna Haldar, 1975).
  • Shastri S.D. Abhidharmakosa & Bhasya of Acharya Vasubandhu with Sphutartha Commentary of Acharya Yasomitra. Part I (I and II kosasthana). Varanasi, 1970.
  • Абхидхармакоша / Близкий к тексту пер. с тиб. на рус. яз. Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. Т. 1. Гл. 1–2; Т. 2. Гл. 3. Улан-Удэ, 1980.
  • Абхидхармакоша / Близкий к тексту пер. с тиб. на рус. яз. Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. Т. 3. Гл. 4. Улан-Удэ, 1988.
  • Васубандху о реальности только мысленного представления (репрезентации) / Предисл. и пер. «Вимшатика-карика-вритти» Васубандху В.Г. Лысенко // Вопросы философии. 2008. № 1. С. 109–112.
  • Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1: Раздел I: Учение о классах элементов. Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике / Изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М., 1998.
  • Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 2: Раздел III: Учение о мире. Раздел IV: Учение о карме / Изд. подгот. Е. П. Островская, В. И. Рудой. М., 2001.
  • Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша). Раздел V: Учение об аффектах. Раздел VI: Учение о пути благородной личности / Сост., пер. коммент., исслед. Е.П. Островской, В.И. Рудого. СПб., 2006.
  • Bibliography

  • Anacker S. Seven Works of Vasuhandhu. Delhi, 1984.
  • Frauwallner E. On the date of the Buddhist master of the law Vasaubandhu. Roma, 1951.
  • Gokhale V.V. The Text of the Abhidharmakosakarika of Vasubandhu // Journal of the Bombay Branch, Royal Asiatic Society. 1946. Vol. 22. P. 73–102.
  • Gold J.C. Paving the Great Way: Vasubandhu’s Unifying Buddhist Philosophy. N. Y., 2015.
  • Jaini P.S. On the Theory of Two Vasubandhus // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London. 1958. Vol. 21. No. 1/3. P. 48–53.
  • Mejor M. The Problem of Two Vasubandhus Reconsidered // Indologica Taurinensia. 1989–1990. Vol. 25–26. P. 275–283.