Сочинения Гая Музония Руфа

share the uri
  • Сочинения Гая Музония Руфа

    Основные тексты, связанные с именем Музония, содержатся у Стобея. Первую подборку выполнил голландский филолог-классик Якоб Венхейзен Перлкамп [Peerlkamp, 1822]. Следующий и самый важный этап – работа известного немецкого филолога – классика Отто Хензе [Hense, 1905]. Это издание, снабженное, помимо текстологического, также реальным комментарием, указателями и обширной вводной статьей, до сих пор остается главным ориентиром. Вот что дошло до нас под именем Музония (нумерация по изданию Хензе):

    Большие фрагменты

     

    Название

    Источник

    I. О том, что не следует использовать многочисленные доказательства для одного вопроса

    Стобей II 31,125

    II.  том, что человек рождается предрасположенным к добродетели] (предположительное название по фразе из самого текста)

    II 9,8

    III. О том, что и женщинам следует заниматься философией

    II 31,126

    IV. О том, следует ли воспитывать дочерей так же, как сыновей

    II 31, 123

    V. О том, что сильнее – практический навык или теоретическое наставление

    Стобей II 15,46

    VI. Об упражнении [в добродетели]

    III 29, 78

    VII. О том, что следует презирать трудности

    III 29, 75

    VIII. О том, что и царям следует заниматься философией

    IV 7, 67

    IX. О том, что изгнание – не зло

    III 40, 9

    Х. О том, будет ли философ обвинять кого-нибудь в оскорблении

    III 9, 16

    XI. О том, на какие средства подобает существовать философу

    IV 15 a, 18

    XII. О любовных утехах

    III 6, 23

    XIII A. Что в браке главное

    IV 22 c, 90

    XIII B. Что в браке главное

    IV 22 d, 104

    XIV. О том, препятствует ли брак занятиям философией

    IV 22 a, 20

    XV A. О том, следует ли растить каждого рожденного ребенка

    IV 24 a, 15

    XV B. О том, следует ли растить каждого рожденного

    IV 27, 21

    XVI. О том, следует ли во всем слушаться родителей

    IV 25, 51

    XVII. О том, как лучше жить в старости

    IV 50 c, 94

    XVIII A. О пище)

    III 17, 42

    XVIII B. О пище

    III 18, 37

    XIX. Об одежде и крове

    III 1, 209

    ХХ. О домашней утвари

    IV 28, 20

    XXI. О стрижке волос

    III 6, 24

    Малые фрагменты

     

    XXII–XXXV

    Стобей III 1,48; III 1,77; III 2,31; III 5,21; III 6, 21; III 6, 22; III 7, 22; III 7, 23; III 7, 24; III 31, 6; IV 7, 14; IV 7,15; IV 7,16; IV 31 d, 119; IV 7, 16; IV 31 d, 119; IV 51, 25

    XXXVI–XXXVII

    Плутарх. О подавлении гнева 2, 453 de; О том, что не нужно делать долгов 7, 830 b

    XXXVIIIXLVIII

    Эпиктет у Стобея II 8,30; III 19,13; III 20,60; III 20,61; IV 44,60. Эпиктет. Беседы I 1, 26; I 7, 30–33; I 9, 29–31; III 6, 9–10; III 15,14; III 23,29

    XLIXLII

    Авл Гелий. Аттические ночи V 1, 1–6; IX 2,8; XVI 1,1–2; XVIII 2,1

    LIII

    Элий Аристид. Речи 52 vol. II p. 467, 6–11 Keil

    По жанру 21 большой фрагмент (тексты порой довольно пространные, но чаще компактные) – это морально-наставительные топы в кинико-стоическом жанре диатрибы; три текста присутствуют у Стобея в виде двух самостоятельных частей. Малые фрагменты – преимущественно короткие тексты; частично они содержатся у того же Стобея. Помимо отрывочных сентенций, не имеющих собственного органического контекста (XXII–XXXV), Стобей приводит пять фрагментов (XXXVIIIXLVII) под одинаковым названием Ροφου κ τν Επικττου Περ φιλας (Мнение Руфа. Из книг Эпиктета «О дружбе»). Они отсутствуют в эпиктетовом корпусе Арриана и, видимо, относятся к утраченному разделу «Бесед». Остальные «эпиктетовы» фрагменты Музония (XLIIIXLVIII) относятся к сохранившемуся тексту «Бесед». Большие фрагменты, возможно, дошли до нас в записи некоего Лукия, который стенографировал их, видимо, так же, как Арриан записывал лекции Эпиктета; к малым фрагментам Лукий отношения не имеет.

    Малые фрагменты (XXII–LIII) – это приведенные тем же Стобеем, а также Плутархом, Авлом Геллием и Элием Аристидом краткие рассказы о поступках Музония или обстоятельствах, в которых он произнес те или иные сентенции. Они отличаются по стилю от больших диатриб и, возможно, восходят к одному источнику – упомянутому «Судой» сочинению Απομνημονεύματα Μουσωνίου τοῦ φιλοσόφου (возможно, это были лекции Музония в отдельной редакции или воспоминания о Музонии, содержавшие его изречения и составленные в духе «Воспоминаний» Ксенофонта; автором их, предположительно, был Поллион). Фиксирование и редактирование лекций и изречений Музония, видимо, имели разброс в несколько десятков лет, – возможно, в диапазоне 70-х – 120-х годов. Лекции читались по-гречески, что не удивительно, если принять во внимание, что, например, Секстий (I в. до н.э.; основал в Риме небольшую эклектическую философскую школу) и последний крупный стоик Марк Аврелий писали по-гречески.

  • Sources

  • Hense O. C. Musonii Rufi Reliquiae. Leipzig, 1905.
  • Jagu A. Musonius Rufus. Entretiens et Fragments. Introduction, traduction et commentaire. Hildesheim; New York, 1979.
  • Lutz C.E. Musonius Rufus, «The Roman Socrаtes» // Yale Classical Studies. 1947. Vol. 10. P. 31–147.
  • Peerlkamp J.V. C. Musonii Rufi Philosophi Stoici Reliquiae et Apophtegmata. Harlem, 1822.
  • Гай Музоний Руф. Фрагменты / Вступительная статья, перевод и комментарии А.А. Столярова. М., 2016. С. 42–140.
  • Bibliography

  • Lutz C.E. Musonius Rufus, «The Roman Socrаtes» // Yale Classical Studies. 1947. Vol. 10. P. 3–30.
  • Столяров А.А. Гай Музоний Руф: Жизнь и труды // Гай Музоний Руф. Фрагменты / Вступительная статья, перевод и комментарии А.А. Столярова. М., 2016. С. 5–41.