Натурфилософские концепции мутазилизма

share the uri
  • Натурфилософские концепции мутазилизма

    Натурфилософские построения мутазилитов отличаются своей разнородностью. Эволюция мутазилитской «философии природы» может быть охарактеризована как развитие метафизики движения, описывающегося, в свою очередь, в рамках дуализма субстанции и акциденции. Споры о «четырех становлениях» (ал-аква̄н ал-арбаʻа) – движении, покое, сошествии и разделении – закономерно привели к кристаллизации противостоящих друг другу учений об атоме, теле и пространстве. Развивая античный атомизм, мутазилиты излагали собственные теории о природе мельчайшей частицы – «единичной субстанции» (ал-джавхар ал-фард); конфигурация непротяженных в пространстве атомов (занимающих, однако, вместе с тем некую «воображаемую пустоту», х̣аййиз), согласно атомистическому крылу мутазилитской физики, составляет «длинное», «широкое» и «глубокое» тело (джисм). В противовес зтому атомистическому крылу мутазилитской физики (первым его представителем традиция называет ал-ʻАлла̄фа), анти-атомисты защищали континуалистскую картину мира: так, ан-Наз̣з̣а̄м провозглашал возможным потенциально бесконечное деление материи, преодолевающей бесконечно делимое же расстояние посредством «прыжка» (т̣афра).

    Что касается взаимоотношений бытия (вуджӯд) и небытия (ʻадам), то некоторые мутазилиты признавали небытийствующую вещь «утвержденной» (мус̱бата) и потому подлежащей познанию. В лице Муʻаммара б. ʻАбба̄да в мутазилитской натурфилософии был начат поиск предельного основания акциденций, в качестве которого был предложен атомарный «смысл» (маʻна̄). Согласно как Муʻаммару, так и поздним мутазилитам, тело действует благодаря «привходящим» в него «смыслам», тогда как его бездействие объяснялось последними либо борьбой модально противоположных «смыслов», либо исчезновением «смыслов». Впоследствии ʼАбӯ Ха̄шим ал-Джубба̄ʼӣ, объясняя природу божественных атрибутов в русле теории Муʻаммара, выдвинул понятие «модуса» (х̣а̄л), который «угадывается» за самостью Аллаха и служит метафизическим основанием для явленных вовне ее действий. В тесной связи с метафизикой акциденций мутазилиты разрабатывали темпоральную проблематику: время, как правило, считалось акцидентальной формой, связанной либо с продолжительностью существования единичных акциденций, либо с движением небесных сфер.

  • Sources

  • Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-ʼисла̄миййӣн ва их̱тила̄ф ал-мус̣алӣн. Висбаден, 1980.
  • Ал-Баг̣да̄дӣ, ʻАбдулк̣а̄хир. Ал-Фарк̣ байн ал-фирак̣. Каир, б.г.
  • Ал-Х̱аййа̄т̣, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Ал-ʼИнтис̣а̄р ва ар-радд ʻала̄ Ибн ар-Ра̄вандӣ ал-мулх̣ид. Каир, 1925.
  • Ан-Нӣса̄бӯрӣ, ʼАбӯ Рашӣд. Ал-Маса̄ʼил фӣ ал-х̱ила̄ф байн ал-бас̣риййӣн ва ал-баг̣да̄диййӣн. Триполи, 1979.
  • Аш-Шайх ал-Муфӣд, Мух̣аммад б. Мух̣аммад. ʼАва̄ʼил ал-мак̣а̄ла̄т. Бейрут, 1983.
  • Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Кита̄б ал-милал ва ан-них̣ал. Бейрут, 1992.
  • Bibliography

  • Frank R. Beings and Their Attributes. The Teaching of the Basrian School of the Mu‘tazila in the Classical Period. Albany, 1978.
  • Nader A. Le système philosophique des Mu’tazila (Premiers penseurs de l’Islam). Beyrouth, 1956.
  • Анисов А., Смирнов А. Логические основания философии времени мутазилитов // Философский журнал. 2009. № 2(3). С. 132‒163.