Возникновение и развитие ашаризма

share the uri
  • Возникновение и развитие ашаризма

    Ашаризм (араб. ашʻариййа) – одно из двух, наряду с матуридизмом, суннитских направлений философии калама, основоположником которого традиционно считается его эпоним, ʼАбӯ ал-Х̣асан ал-Ашʻарӣ. Концепции ашаритов, как правило, представляют крайнее фаталистическое и реалистическое крыло мусульманского спекулятивного богословия.

    Воспитанник мутазилита ʼАбӯ ʻАлӣ ал-Джубба̄ʼӣ, ал-Ашʻарӣ в конце IX – начале Х вв. порывает с доктринами «обособившихся», создавая собственную, поначалу эклектическую теолого-философскую теорию. Зародившись в период реставрации традиционализма, ашаризм почти сто лет не привлекал внимания оппонентов: так, первое поколение мутакаллимов-ашаритов, представленное ʼАбӯ Сахлом ас̣-С̣аʻлӯкӣ (ум. 980), ʼАбӯ Бакром ал-Исма̄ʻӣлӣ (ум. 981) и ʼАбӯ Манс̣ӯром ан-Нӣса̄бӯрӣ (ум. 998), так и не развило богословия или натурфилософии основателя школы. Первый период в развитии ашаризма завершился в начале XI в., отмеченного деятельностью первых систематизаторов богословия школы – ʼАбӯ Бакра ал-Ба̄к̣илла̄нӣ и ʻАбдулк̣а̄хира ал-Баг̣да̄дӣ (ум. 1037). Расцвет ашаризма, широко распространившегося на территории Хорасана среди приверженцев шафиитской школы (мазхаба) мусульманского права, пришелся на конец эпохи правления Буидов, использовавших репрессивные методы борьбы против своих оппонентов-ашаритов. Смещение центров шиитской мысли в фатимидский Египет позволило ашаритским мыслителям, покровительствуемым Сельджукидами, возобновить масштабную проповедническую и педагогическую деятельность; выдающимися ашаритскими мыслителями этой поры становятся ал-Джувайнӣ и ʼАбӯ Х̣а̄мид ал-Г̣аза̄лӣ (ум. 1111). С ал-Г̣аза̄лӣ начинается синтез отдельных положений ашаритских натурфилософии и теологии с философией арабоязычного перипатетизма (фальсафы), предопределивший ход развития перипатезирующего калама в целом. Последний период истории классического калама представлен творчеством аш-Шахраста̄нӣ (ум. 1153), Фах̱руддӣна ар-Ра̄зи, ал-ʼӢджӣ (ум. 1355) и ат-Тафта̄за̄нӣ (ум. 1390). Перу этих мутакаллимов принадлежат первых крупные «суммы» калама, во многом предвосхитившие появление схоластического богословского трактата.

  • Sources

  • Ал-Ба̄к̣илла̄нӣ, ʼАбӯ Бакр. Ат-Тамхӣд. Бейрут, 1957.
  • Ал-Баг̣да̄дӣ, ʻАбдулк̣а̄хир. ʼУс̣ӯл ад-дӣн. Бейрут, 2002.
  • Ал-Ӣджӣ, ʻАдуд ад-Дӣн. Ал-Мава̄к̣иф. Бейрут, 1997.
  • Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Ал-Мат̣а̄либ ал-ʻа̄лиййа. Бейрут, 1987.
  • Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Мух̣ас̣с̣ал афка̄р ал-мутак̣аддимӣн ва ал-мутаʼах̱х̱ирӣн. Каир, 1991.
  • Ат-Тафта̄за̄нӣ, Саʻд ад-Дӣн. Шарх̣ ал-Мак̣а̄с̣ид. Бейрут, 1998.
  • Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Ниха̄йат ал-ик̣дам фӣ ʻилм ал-кала̄м. Бейрут, 1425 г.х.
  • Ибн Фӯрак. Мак̣а̄ла̄т аш-шайх̱ ʼАбӣ ал-Х̣асан ал-Ашʻарӣ. Каир, 2005.
  • Bibliography

  • Brunschvig R. Muʿtazilisme et Ašʿarisme à Baġdād // Arabica. 1962. No. 9. P. 345‒356.
  • Frank R. Classical Islamic Theology: The Ash`arites. Aldershot, 2008.
  • БадавӣʻА. Маз̱а̄хиб ал-ʼисла̄миййӣн. Бейрут, 1997.
  • С̣убх̣ӣ А. Фӣ ʻилм ал-кала̄м. Ал-Аша̄ʻира. Бейрут, 1985.