Натурфилософия ан-Наз̣з̣а̄ма

share the uri
  • Натурфилософия ан-Наз̣з̣а̄ма

    Оригинальная натурфилософия ан-Наз̣з̣а̄ма противостоит установкам атомизма. Пространство рассматривается как актуально дискретное и потенциально континуальное; движение, являющееся единственной акциденцией, возможно благодаря «скачку» (т̣афра), позволяющему трехмерному телу (джисм) переместиться из одного места в другое без последовательного прохождения через все потенциально неисчислимые физические точки. Вместе с тем ан-Наз̣з̣а̄м ввел в физику калама характерное для стоицизма разделение материи на «грубую» и «тонкую»; тонкой материей он называл и человеческую душу. Ан-Наз̣з̣а̄м разрабатывал также учение о скрытом предсуществовании (кумӯн) одних веществ в других, их взаимопроникновении (тада̄х̱ул). Элементы, собранные друг в друге силой Творца, высвобождаются при устранении посторонним действователем некоей «преграды», сдерживающей вещь от самоуничтожения. Например, скрытый в дровах огонь выявляется при воздействии огня внешнего, сжигающего дерево, равно как масло вытекает из маслин при уничтожении их внешней оболочки. Размышляя о продолжительности существовании акциденций, ан-Наз̣з̣а̄м ограничивал ее атомарным моментом времени (вак̣т), мерой которого, по-видимому, служит отдельное действование Создателя, поддерживающего бытие мироздания. Под влиянием перипатетиков ан-Наз̣з̣а̄м развивал учение о причинности (ʻилиййа), включающее характеристику трех причин – производящей (мутак̣аддима), сопровождающей (мура̄фик̣а) и целевой (г̣а̄ʼиййа).

     

  • Sources

  • Ал-Андулусӣ, Ибн Х̣азм. Ал-Фис̣ал фӣ ал-милал ва ал-ахва̄ʼ ва ан-них̣ал. Т. 1‒3, 5. Бейрут, 1996.
  • Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-ʼисла̄миййӣн ва их̱тила̄ф ал-мус̣алӣн. Висбаден, 1980.
  • Ал-Баг̣да̄дӣ, ʻАбдулк̣а̄хир. Ал-Фарк̣ байн ал-фирак̣. Каир, б.г.
  • Ал-Джа̄х̣из̣, ʼАбу ʻУс̱ма̄н. Кита̄б ал-х̣айава̄н. Т. 5. Каир, 1965.
  • Ал-Х̱аййа̄т̣, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Ал-ʼИнтис̣а̄р ва ар-радд ʻала̄ Ибн ар-Ра̄вандӣ ал-мулх̣ид. Каир, 1925.
  • Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Кита̄б ал-милал ва ан-них̣ал. Бейрут, 1992.
  • Bibliography

  • Eberhardt D. Veranderung in der Philosophie Mu‘ammars und an-Nazzams. Tubingen, 1979.
  • Horten M. Die Lehre vom Kumūn bei Naẓẓām // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. 1909. Bd. 63. S. 774‒792.
  • van Ess J. Theology and Science. The Case of Abū Isḥāq an-Naẓẓām. Ann Arbor, 1979.
  • Нофал Ф. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. М., 2015.