Антропология ан-Наз̣з̣а̄ма

share the uri
  • Антропология ан-Наз̣з̣а̄ма

    Антропологические концепции ан-Наз̣з̣а̄ма во многом совпадают с платоническим учением о человеке. Истинной сущностью человека является единичная, внутренне непротиворечивая душа (нафс) [или дух (рӯх̣)], совершающая в своей темнице (х̣абс) и форме (к̣а̄либ) – т.е. в физическом теле – определенного рода движения, к числу которых ан-Наз̣з̣а̄м причислял и данные перцепции (идра̄к) пяти органов чувств и шестого, полового чувства. Направленное вовне действование подготавливается волей (ʼира̄да) человека и его способностью к действию (ʼистит̣а̄ʻа), оформляясь затем в виде модально завершенного акта. Внутреннее деяние субъекта отзывается в окружающей его среде согласно «созданной Аллахом» природе предметов: так, совершив характерное «движение» внутри себя, человек воздействует на камень, который, в свою очередь, не может не устремиться вниз согласно своей «намеренности» (иʻтима̄д). Свобода человеческого выбора объясняется ан-Наз̣з̣а̄мом существованием в теле агента действия двух «помыслов» (х̱а̄т̣ирайн) – о добре и зле, соответственно; их противоборство и приводит разум к предпочтению одного деяния другому.

  • Sources

  • Ал-Андулусӣ, Ибн Х̣азм. Ал-Фис̣ал фӣ ал-милал ва ал-ахва̄ʼ ва ан-них̣ал. Т. 1‒3, 5. Бейрут, 1996.
  • Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-ʼисла̄миййӣн ва их̱тила̄ф ал-мус̣алӣн. Висбаден, 1980.
  • Ал-Баг̣да̄дӣ, ʻАбдулк̣а̄хир. Ал-Фарк̣ байн ал-фирак̣. Каир, б.г.
  • Ал-Х̱аййа̄т̣, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Ал-ʼИнтис̣а̄р ва ар-радд ʻала̄ Ибн ар-Ра̄вандӣ ал-мулх̣ид. Каир, 1925.
  • Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Кита̄б ал-милал ва ан-них̣ал. Бейрут, 1992.
  • Bibliography

  • ʼАбӯ Рӣда М. Ибра̄хӣм б. Саййа̄р ан-Наз̣з̣а̄м ва а̄ра̄ʼу-ху ал-кала̄миййа ал-фалсафиййа. Каир, 1946.
  • Нофал Ф. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. М., 2015.
  • Са̄лим М. Ан-Наз̣з̣а̄м ва ал-фикр ан-нак̣дийй фӣ ал-ʼисла̄м. Дамаск, 1983.