Теология ан-Наз̣з̣а̄ма

share the uri
  • Теология ан-Наз̣з̣а̄ма

    Развивая апофатическое богословие первых мутазилитов, ан-Наз̣з̣а̄м в целом склонялся к атрибутивной модели Бишра ал-Марӣсӣ: утверждение за Аллахом какого-либо вечного атрибута означает не что иное, как отрицание несовершенства Его самости. Следовательно, умозрительно выделяемые атрибуты Бога в реальности неразличимы: совершенство самости Всевышнего не предполагает даже абстрактного деления ее свойств на атрибуты «жизнь», «знание» или «воля». Последний атрибут ан-Наз̣з̣а̄м и вовсе исключал из числа божественных, считая, что Аллах творит только в соответствии со Своим всеведением и мудростью. В отличие от ал-ʻАлла̄фа, ан-Наз̣з̣а̄м учил об абсолютной благости Бога, отрицая саму возможность совершения Последним зла. В вопросе об участи обитателей ада и рая ан-Наз̣з̣а̄м следовал джахмитской доктрине эсхатологического финитизма, разделяемой и ал-ʻАлла̄фом: движения людей в вечности непременно должны прекратиться, поскольку они противоречат божественному вневременному покою. Дополняя типичный для раннего калама космологический аргумент в пользу бытия Бога, ан-Наз̣з̣а̄м активно пользовался телеологическими доказательствами и объяснял сосуществование противоположных телесных и акцидентальных форм существованием Вседержителя, ежемгновенно поддерживающего бытие единовременно созданного Им мира. Подобного рода теологической аргументацией впоследствии активно будут пользоваться матуридиты – в частности, сам ал-Ма̄турӣдӣ и ан-Насафӣ.

  • Sources

  • Ал-Андулусӣ, Ибн Х̣азм. Ал-Фис̣ал фӣ ал-милал ва ал-ахва̄ʼ ва ан-них̣ал. Т. 1‒3, 5. Бейрут, 1996.
  • Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-ʼисла̄миййӣн ва их̱тила̄ф ал-мус̣алӣн. Висбаден, 1980.
  • Ал-Баг̣да̄дӣ, ʻАбдулк̣а̄хир. Ал-Фарк̣ байн ал-фирак̣. Каир, б.г.
  • Ал-Мак̣дисӣ, Мут̣аххар. Ал-Бадʼ ва ат-таʼрӣх̱. Т. 2. Париж, 1901.
  • Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Кита̄б ал-милал ва ан-них̣ал. Бейрут, 1992.
  • Bibliography

  • Нофал Ф. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. М., 2015.