Натурфилософия ал-ʻАлла̄фа

share the uri
  • Натурфилософия ал-ʻАлла̄фа

    Свое натурфилософское учение ал-ʻАлла̄ф разрабатывал, основываясь на тезисе о конечности всякого деяния Аллаха. Конечный во времени и пространстве мир подлежит делению и, как следствие, состоит из малейших неделимых частиц, «исчисленных» божественным всеведением – «единичных субстанций» (джавахир фарда). В отличие от протяженных в пространстве тел (аджса̄м), единичные субстанции не обладают длиной, шириной, глубиной или объемом, однако они могут образовывать тела, собираясь вместе или, напротив, расходясь друг с другом. Одна единичная субстанция может соседствовать с шестью другими атомами, и потому даже самое маленькое тело состоит из шести неделимых частиц. Совершая движение или пребывая в покое, единичная субстанция не в силах «низвести» других акциденций – видимых «деяний» тела, способных «пребывать» два следующих друг за другом момента времени.

    Собственно время (вак̣т) объяснялось ал-ʻАлла̄фом как дискретное акцидентальное явление, зависящее от «разницы» (фарк̣) между двумя «атомарными» действиями субстанции. Акциденции, «привходящие» в субстанции, могут не только существовать во времени, но и сосуществовать друг с другом – за исключением движения (х̣арака), исчезающего сразу по мгновенном его совершении; исходя из последнего тезиса, ал-ʻАлла̄ф, подобно джахмитам, учил о конечности движений обитателей рая и ада. Как и многие его современники, он верил в скрытое предсуществование (кумӯн) одних веществ в других. Размышляя о моменте творения «из ничего» – по-видимому, творения единовременного, – ал-ʻАлла̄ф выделил, наряду с покоем и движением, третье, нейтральное состояние, в котором пребывали созидаемые в самом начале вещи и их единичные субстанции.

     

  • Sources

  • Ал-Андулусӣ, Ибн Х̣азм. Ал-Фис̣ал фӣ ал-милал ва ал-ахва̄ʼ ва ан-них̣ал. Т. 2‒3. Бейрут, 1996.
  • Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-ʼисла̄миййӣн ва их̱тила̄ф ал-мус̣алӣн. Висбаден, 1980.
  • Ал-Баг̣да̄дӣ, ʻАбдулк̣а̄хир. Ал-Фарк̣ байн ал-фирак̣. Каир, б.г.
  • Ал-Х̱аййа̄т̣, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Ал-ʼИнтис̣а̄р ва ар-радд ʻала̄ Ибн ар-Ра̄вандӣ ал-мулх̣ид. Каир, 1925.
  • Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Шарх̣ ал-ʼус̣ӯл ал-х̱амса. Каир, 1996.
  • Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Кита̄б ал-милал ва ан-них̣ал. Бейрут, 1992.
  • Bibliography

  • Frank R. The Metaphysics of Created Being According to Abū-l-Hudhayl al-ʻAllāf. Istanbul, 1966.
  • Pines S. Beiträge zur Islamischen Atomlehre. Berlin, 1936.
  • Нофал Ф. ʼАбу ал-Касим ал-Каʻби и закат багдадской школы мутазилизма. М., 2017.
  • Нофал Ф. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. М., 2015.