Антропология ал-ʻАлла̄фа

share the uri
  • Антропология ал-ʻАлла̄фа

    В своей антропологии ал-ʻАлла̄ф провозгласил полную этическую и физическую автономию человека – «видимого тела» (джисм марʼийй), обладающего известными анатомическими «частями». Вводя в свою систему категорию «действие» (фиʻл), он связывал человеческий акт с двумя подготавливающими его акциденциями – «волей» (ʼира̄да) и «способностью к действию» (ʼистит̣а̄ʻа). При этом воля, непосредственно предшествующая человеческому акту, признавалась Ал-ʻАлла̄фом онтологической (мӯджиба) причиной последнего. Признав допустимость совершения одного действия двумя его агентами, ал-ʻАлла̄ф называл в качестве «действователей» члены человеческого (и, шире, любого физического) тела, – равно как и закреплял за Богом возможность «творить деяние» через человека. Потенция предопределенного Аллахом акта, по-видимому, оправдывалась теорией производного (мутаваллид) деяния, согласно которой действователь, знающий о последствиях своего действования, несет за них полную ответственность – такую же, как и за непосредственные (муба̄шира) свои акты. Несмотря на то, что в целом ал-ʻАлла̄ф отвергал фатализм джабритов, он вынужден был согласиться со сторонниками теории предопределения, отмечавшими неизбежность наступления смерти в назначенный Творцом срок: например, Зайд, так и не убитый ʻАмром в предопределенный день своей смерти, непременно должен умереть в течение последнего. Что касается категорий «душа» (нафс) и «дух» (рӯх̣), «жизнь» (х̣айа̄т) и «пребывание» (бак̣а̄ʼ), то все они характеризовались Ал-ʻАлла̄фом как акцидентальные формы, отличные от человеческой самости. Он также ввел в мутазилитскую антропологию устоявшееся в других школах калама представление о процессе познания: субъект «сердцем» познает производимые телами акциденции (ʼидра̄ка̄т), которые образуют «необходимое» (ид̣т̣ира̄рийй) эмпирическое знание; рационалистическая же рефлексия составляет второй уровень познания, получивший в зрелом каламе наименование «приобретенного» (муктасаб), дискурсивного знания.