Основные идеи философии У. Джеймса

share the uri
  • Основные идеи философии У. Джеймса

    Вышедшая в 1907 г. книга ученика и последователя Пирса У. Джеймса «Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления» (в рус. пер. 1910) сыграла важную роль в развитии прагматизма. В основе философского противостояния метафизиков-идеалистов («людей принципов») и эмпириков-материалистов («людей фактов») Джеймс усматривал различие двух психологических типов – «мягкого» и «жесткого» темпераментов. Как метод «улаживания философских споров» прагматизм представляет собой via media – «средний, примиряющий путь философии» между интеллектуализмом и сенсуализмом. Исходным для Джеймса является понятие опыта, охватывающее все, что составляет актуальное содержание человеческой жизни: предметы и их отношения, физические и ментальные состояния, идеи и верования. Сама реальность в конечном счете отождествляется с опытом, «потоком жизни». Какие-либо внеопытные (сверхэмпирические) источники знания Джеймс отвергает, называя свой эмпиризм радикальным. Такой радикализм позволяет ему преодолеть картезианскую дихотомию субъективного и объективного. По мнению Джеймса, задаваться вопросом, что в нашем чувственном восприятии и познании дается объективно, а что прибавляется нами самими, столь же бессмысленно, как рассуждать о том, какая нога важнее для человека – левая или правая. «Образует ли река свои берега, или же, наоборот, берега образуют реку? Ходит ли человек больше правой ногой или левой? Точно так же невозможно отделить в развитии нашего познания объективный (real) фактор от фактора субъективного (human)» [James, 1907, p. 250–251].

    Джеймс принимает определение истины как «соответствия с действительностью», однако «соответствие» не означает у него репрезентации объективной реальности. Познание – не пассивное отражение (репрезентация), а активный процесс производства знания и его практического использования. «Благодаря нашему разуму реальность получает свое завершение... Целью человеческого мышления, его действительным назначением (the use) является… изменение мира» [James, 1967, p. 448]. Всякая идея, которая помогает нам оперировать (теоретически или практически) с известной реальностью и целесообразно воздействовать на нее, в достаточной мере ей «соответствует», убежден Джеймс. Истина – лишь родовое название для всех видов рабочих ценностей в опыте, «удобное (expedient) в образе нашего мышления», «то, во что нам было бы лучше верить». Подчеркивая, что истинными в указанном смысле могут быть не только научные утверждения и гипотезы, но и религиозные положения, Джеймс говорил о «ценности Бога» – «the worth of a God» [James, 1907, p. 97; Джемс, 1910, с. 63]. Такая интерпретация прагматизма не встретила понимания у Пирса, который вскоре отказался от термина «прагматизм» и назвал свою философскую концепцию «прагматицизмом».

  • Sources

  • James W. Pragmatism: A New Name for Some Old Ways of Thinking. N.Y., 1907.
  • The Works of William James: 17 Vols. / Ed. by F.H. Burkhardt, F. Bowers, I.K. Skrupskelis. Cambridge (Mass.), 1975–1988.
  • The Writings of William James: A Comprehensive Edition / Ed. by J. McDermott. N.Y., 1967.
  • Джемс У. Воля в вере. М., 1997.
  • Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. M., 1911.
  • Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
  • Джемс У. Прагматизм: Новое название для некоторых старых методов мышления. СПб., 1910.
  • Bibliography

  • Gale R.M. The Philosophy of William James: An Introduction. Cambridge (Mass.), 2004.
  • Myers G. William James: His Life and Thought. New Haven, 1986.
  • One Hundred Years of Pragmatism: William James’s Revolutionary Philosophy / Ed. by J. Stuhr. Bloomington, 2010.
  • Perry R.B. The Thought and Character of William James. Boston, 1935.
  • Putnam H., Putnam R.A. Pragmatism as a Way of Life: The Lasting Legacy of William James and John Dewey / Ed. by D. Macarthur. Cambridge (Mass.), 2017.
  • Royce J. William James and Other Essays on the Philosophy of Life. N.Y., 1911.
  • Slater M.R. William James on Ethics and Faith. Cambridge, 2009.
  • Suckiel E.K. William James // A Companion to Pragmatism / Ed. by J.R. Shook, J. Margolis. Malden, 2009. P. 30–43.
  • Taylor C. Varieties of Religion Today: William James Revisited. Cambridge (Mass.), 2002.
  • The Cambridge Companion to William James / Ed. by R.A. Putnam. Cambridge (Mass.), 1997.
  • Whitehead D. William James, Pragmatism, and American Culture. Bloomington, 2015.
  • Wild J. The Radical Empiricism of William James. N.Y., 1969.
  • Асмус В. Алогизм Уильяма Джемса // Асмус В. Историко-философские этюды. М., 1984. С. 262–300.
  • Гавин У. Уильям Джеймс // Американская философия. Введение / Ред. А.Т. Марсубян, Дж. Райдер. М., 2008. С. 157–179.
  • Джохадзе И.Д. «Прагматизм» У. Джеймса: основные идеи и их развитие // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 2. С. 31–43.
  • Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2001. С. 933–941 (кн. 3, гл. 29).
  • Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Уильям Джеймс и психология сознания. СПб., 2007.
  • Эрн В. Размышления о прагматизме // Эрн В. Сочинения. М., 1991. С. 15–34.
  • Юлина Н. Очерки по философии в США. ХХ век. М., 1999. С. 28–43 (ч. I, гл. 2).