Произведения В.И. Несмелова

share the uri
  • Произведения В.И. Несмелова

    «Догматическая система святого Григория Нисского» (1887). Под этим названием была издана магистерская диссертация Несмелова. Работа была высоко оценена современниками и удостоилась премии митрополита Макария (Булгакова). Однако её содержание было существенно откорректировано духовной цензурой, что отмечал Н.А. Бердяев: «Духовная цензура свирепствовала. Так, например, книга Несмелова “Догматическая система св. Григория Нисского” была искажена духовной цензурой, его заставили изменить конец книги в смысле неблагоприятном для учения св. Григория Нисского о всеобщем спасении» [Бердяев, 2008, с. 229]. В исследовании Несмелова о Григории Нисском рассматривались такие аспекты его учения, как: проблема соотношения личностного начала в человеке (как творении и микрокосме) и Боге (как Макрокосме, Творце, «Зиждителе», «Щедром Угостителе» и т.д.); проблема психофизического параллелизма; вопрос о единстве человеческой души в ее сформулированном Аристотелем трехчастном делении («питательная», «чувственная» и «умозрительная»); проблема антроподицеи и теодицеи; вопрос об апокатастасисе, «восстановлении человеческой природы в первобытное состояние»; проблема всеобщего спасения и воскресения людей после Страшного Суда и т.д. Как полагал Несмелов, Григорий Нисский «успел осуществить на практике свой идеал христианского философа» – «сделать христианское богословие научно-философским и древнюю философскую науку христианской» [Несмелов, 2000, с. 603].

    «Проблема знания. Опыт исследования природного начала и формы философского знания» (1888). Первая работа, посвященная проблемам теории познания. До недавнего времени считалась утерянной, частично опубликована в 2017 году [см.: Несмелов, 2017, с. 98114]. Основные идеи этой работы вошли затем в курс лекций Несмелова «Вера и знание с точки зрения гносеологии» (1913). Вслед за В.А. Снегиревым Несмелов стремился построить и «оправдать» религиозную метафизику как научную область знания, исходя из того, что любая область наук представляет собой отрасль изначально существовавшего философского знания: физика – философия движения, математика – философия пространства, химия – философия материи, биология – философия жизни и т.д. В области познания Несмелов выделяет три основных элемента: чувственный опыт познания вещей внешнего мира; философские определения конечной идеи мира; религиозные созерцания завершенной картины мира. Выводом данной работы стала мысль Несмелова о том, что любое научное знание является по своей сути модификацией изначального религиозно-философского мировоззрения человека (либо какой-то его части – религии или философии).

    «Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения» (1895). Публичная лекция, с которой Несмелов выступил в зале Казанской городской думы 19 марта 1895 г. (издана в том же году). В споре с дарвинизмом и материалистическими учениями Несмелов стремился доказать, что человек – «не случайное порождение земли и не прирожденный раб природы» [Несмелов, 1994б, с. 67], он «не только живет, но и дает себе отчет в своей жизни, и потому именно, что он дает себе отчет в своей жизни, он может жить не как ему придется, а как ему хочется» [Там же, с. 68]. Главную дилемму человеческой природы Несмелов видел, с одной стороны, в осознании человеком «трагичности» своего бытия и, с другой стороны, в стремлении к достижению счастья в реальной жизни [Там же, с. 71]. В этой «раздвоенности» человека Несмелов усматривал его главное отличие от животных. Разрешение противоречия между животным элементом человеческой природы и свободным сознающим духом Несмелов находил в христианстве как религии всеобщего спасения или «апокатастасиса» (греч. άποκατάστασις – возвращение в первоначальное состояние, восстановление). Христианству он противопоставлял мировоззренческие системы идеализма, нормативизма, понятие нравственного долга в кантианстве, а также «псевдо-христианскую» религию Л.Н. Толстого. В христианстве принцип блага жизни, господствовавший в античной мысли, сменяется вопросом о смысле жизни. До появления христианства принцип блага отрицался только в религии и философии буддизма, но альтернативного ему принципа сформулировано не было [см.: Там же, с. 85]. Проблемы, затронутые в данной работе, получили более развернутое осмысление в «Науке о человеке».

    «Наука о человеке» (1898–1903). Наиболее полное изложение антропологического учения Несмелова. В первом томе психология и теория познания, рассмотрение сознания и самосознания как базовых психических феноменов и «универсальных форм человеческого духа» выступают в качестве методологического фундамента для обоснования «живого мировоззрения» христианской религии и разрешения противоречий религиозной веры. Несмелов делает вывод о тождественности психологической природы и логической структуры феноменов веры и знания (вера есть «утверждение возможности в качестве действительности» [Несмелов, 1994a, т. 1, с. 56]; «знание есть собственно вера, но только не вообще вера, а вера в высшей степени ее основательности» [Там же, с. 59]). Из единства феноменов жизни и сознания рождается идея Бога как всесовершенной личности, практической реализацией этой идеи становится религиозное сознание человека. Предрасположенность к «естественной религии» составляет одну из базовых психологических характеристик человеческой личности (согласно Несмелову, атеизм и агностицизм в своей основе также являются модификациями естественной религии). При этом «живой союз Бога и человека» наиболее полным образом реализуется только в христианстве [Там же].

    Рассматривая философию и естествознание, Несмелов выстраивает иерархию основных мировоззренческих форм:

    • наука – базовая ступень, занимающаяся сбором и анализом фактов и эмпирического материала в процессе познания;

    • философия – основную ее функцию Несмелов вслед за Кантом усматривал в критическом подходе к окружающей действительности;

    • религия – синтезирующая и интегральная форма мировоззрения, поскольку все остальные формы знания (в том числе наука и философия) в той или иной степени содержат в себе элементы веры, не поддающиеся рациональному объяснению или доказательству.

    Во втором томе «Науки о человеке» Несмелов от анализа «психологии личности» переходит к разбору «метафизики жизни» человека, ставя своей задачей обоснование истины христианства. Решение ее предполагает определение положительных оснований христианства, соотнесение веры и разума, устранение противоречия между принципиальной непознаваемостью христианских истин с позиций «только разума» и разумностью веры и т.д.

    «Вера и знание с точки зрения гносеологии» (1913). Работа издана на основе лекций, прочитанных на богословских курсах для учителей Закона Божьего средних учебных заведений казанского учебного округа в 1912. Здесь развиваются некоторые идеи, высказанные в более ранних произведениях, прежде всего, в «Науке о человеке». В подтверждение того, что полный синтез феноменов веры и знания возможен только в рамках религиозного мировоззрения, Несмелов обращается к истории науки (от учений Левкиппа и Демокрита, Галилео Галилея и Николая Коперника до идей представителей современной ему психологии и философии – А. Риля, Ф. Паульсена, О. Кюльпе и др.). Особое место занимает критический анализ учения И. Канта: в своем стремлении «примирить» веру и знание Кант шел неверным путем «разграничения» их сфер (трансцендентное бытие и эмпирический мир явлений) [см.: Несмелов, 2015, с. 44–45].

  • Sources

  • Несмелов В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. СПб., 2015.
  • Несмелов В.И. Вопрос о смысле жизни в учении Новозаветного откровения // Смысл жизни. Антология / Общ. ред. и сост. Н.К. Гаврюшина. Вып. II. М., 1994б. С. 66–92.
  • Несмелов В.И. Догматическая система святого Григория Нисского. СПб., 2000.
  • Несмелов В.И. Наука о человеке // Православный Собеседник. 1895. Т. II. С. 123–153; Т. III. С. 231–264; 1896. Т. I. С. 52–69, 275–304; Т. II. С. 406–430; Т. III. С. 35–88, 308–339, 482–510; 1897. Т. I. С. 366–400, 756–787; 1898. Т. I. С. 96–130, 207–237, 389–428, 510–559; Т. II. С. 41–75, 228–249; 1900. Т. I. С. 188–207, 249–277, 519–548, 664–681; Т. II. 79–88; 1901. Т. I. С. 265–299, 417–443, 641–668; 1902. Т. I. С. 65–90, 267–289, 528–553, 693–711; Т. II. С. 353–388, 500–524, 658–695, 791–841.
  • Несмелов В.И. Наука о человеке: в 2 т. Казань, 1994а.
  • Несмелов В.И. Проблема знания. Опыт исследования природного начала и формы философского знания (1888 г.). Гл. XII: Проблемы философии // Религиоведение. 2017. Т. 3. № 3. С. 98–114.
  • Bibliography

  • Бердяев Н.А. Русская идея. СПб., 2008.
  • Николаев А.Н. Богословские труды проф. В.И. Несмелова // Журнал Московской Патриархии. 1937. № 8. С. 68–75.
  • Николин И.П. Философия христианства. (Рец. на: Несмелов В. Наука о человеке. Т. 2: Метафизика жизни и христианское откровение. Казань, 1903) // Богословский вестник. 1903. № 7/8. С. 656–665.
  • Соловьев А.П. Философские исследования в научно-богословском журнале Казанской духовной академии «Православный собеседник» (1855–1918) // Христианское чтение. 2017. № 2. С. 252–275.
  • Указатель статей к «Православному собеседнику» за 1892–1909 гг. Казань, 1910.