Теория познания Уильяма Оккама

share the uri
  • Теория познания Уильяма Оккама

    Устраняя из философии лишние сущности, Оккам отверг традиционное представление о том, что в процессе познания помимо познающего субъекта и познаваемого объекта задействовано также и некое посредствующее звено, так называемые species («виды», или «познавательные формы» объекта, которые объект запечатлевает в познающем субъекте). Когда человек познает существующую вещь как она дана ему «здесь и сейчас», он «видит или воспринимает ее непосредственно, без какого-либо посредствующего звена между ней и [познавательным] актом» [Occamus, In Sent., I, d. 27, q. 3]. Такой первичный тип знания Оккам называл интуитивным познанием (от лат. intueri «смотреть»). После того, как человек познал некий объект в акте интуитивного познания, в его разуме формируется устойчивая склонность (habitus) к данному познавательному акту, и, соответственно, разум получает возможность рассматривать этот объект даже в его отсутствии. Этот тип знания Оккам называл абстрагированным познанием, то есть отвлеченным от реального существования или несуществования познаваемого объекта.

    Критическое отношение Оккама к предшествующей схоластической традиции проявилось и в его подходе к вопросу о возможностях и границах рационального богопознания. С одной стороны, Оккам соглашался с тем, что человеческий разум может познавать Бога своими собственными силами и что философия способна играть роль «служанки теологии»: «определенные положения о Боге могут быть доказаны как в рамках теологии, так и в рамках естественного познания» [Occamus, Quodl. V, q. 1]. С другой стороны, он подверг резкой критике учения о философском богопознании Фомы Аквинского и Дунса Скота. Так, Оккам отрицал возможность строгих доказательств существования Бога, основанных на понятиях первой производящей (действующей) причины, первой целевой причины и наиболее совершенного существа. Правда, он допускал возможным доказательство существования Бога путем восхождения от существующих «здесь и сейчас» вещей к некоей первой причине, которая обеспечивает их сохранение в бытии. Соглашаясь с тем, что при помощи рациональных аргументов можно со всей очевидностью показать, что так понимаемый Бог мыслит и наделен волей, Оккам сомневался в возможности доказательства того, что Он единственен, бесконечен, всемогущ и безошибочно познает будущие контингентные события. В данных вопросах следует полагаться лишь на вероятностные аргументы и на христианское Откровение.

  • Sources

  • Gulielmus Occamus. Opera Philosophica in 7 vols. / Ed. G. Gal et al. St. Bonaventure, N.Y., 1974–1988.
  • Gulielmus Occamus. Opera Theologica in 10 vols. / Ed. G. Gal et al. St. Bonaventure, N.Y., 1967–1986.
  • Уильям Оккам. Избранное. М., 2015.
  • Bibliography

  • Freddoso A.J. Ockham on Faith and Reason // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 326–349.
  • Karger E. Ockham’s Misunderstood Theory of Intuitive and Abstractive Cognition // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 204–226.
  • Krop H.A. The Self-Knowledge of God. Duns Scotus and Ockham on the Formal Object of Scientific Knowledge // Ockham and Ockhamists / Ed. by E.P. Bos, P. Egbert, H.A. Krop. Nijmegen, 1987. P. 83–92.
  • Pelletier J.E. William Ockham on Metaphysics. The Science of Being and God. Leiden, 2012.
  • Scott T.K. Ockham on Evidence, Necessity, and Intuition // Journal of the History of Philosophy. 1969. Vol. 7. P. 27–50.
  • Stump E. The Mechanisms of Cognition: Ockham on Mediating Species // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 168–203.
  • Tauchau K.H. Vision and Certitude in the Age of Ockham: Optics, Epistemology and the Foundations of Semantics, 1250–1345. Leiden, 1998.
  • Vossenkühl W. Ockham and the Cognition of Non-Existants // Franciscan Studies. 1985. Vol. 45. P. 33–46.