Иоанн Дунс Скот о конечном сущем, индивидуации и универсалиях

Иоанн Дунс Скот о конечном сущем, индивидуации и универсалиях
Любое конечное сущее (кроме ангелов и человеческих душ, которые являются нематериальными субстанциями) состоит из формы и материи, причем материя является принципом неопределенности и потенциальным элементом, а форма – активным элементом и принципом определенности. Материальные сущие возникают вследствие того, что их субстанциальные формы соединяются с материей, «совершенствуя», или «осуществляя» ее (при этом следует отметить, что кроме субстанциальных форм имеются также акцидентальные формы, которые придают уже существующим вещам дополнительную определенность). Этот традиционный аристотелевский взгляд на строение единичных вещей Дунс Скот дополняет несколькими специфическими нюансами. Во-первых, первоматерия, являющаяся субстратом всех субстанциальных изменений, не есть чистая потенциальность и обладает определенной актуальностью даже в отсутствие формы. Во-вторых, некоторые сущие обладают двумя субстанциальными формами. Так, человек обладает «формой телесности», которая делает определенную часть материи человеческим телом, и «оживляющей формой», то есть душой, которая делает это тело живым существом.
Каждая единичная вещь, составленная из материи и формы, отличается от другой вещи того же вида за счет особой сущности, которую Дунс Скот называл «этовостью» (haecceitas). В то же время все вещи одного вида имеют между собой нечто общее – видовую, или общую природу (natura communis). Соответственно, каждая единичная вещь состоит из общей природы и ограничивающей ее «этовости». Именно «этовость» делает вещь индивидуальной, отличной от других вещей этого вида. «Этовость» не является некоей новой формой или материей, добавленной к составной вещи, однако в некотором смысле она подобна форме, а точнее – видовому отличию: как видовое отличие «разумность», ограничивая род «живое существо», создает вид «человек», так и отдельные «этовости», ограничивая общую природу, производят нумерическое множество индивидуальных людей.
Решая вопрос об онтологическом статусе «общей природы», или, говоря иначе, проблему универсалий, Дунс Скот указывал, что термином «универсалия» в различных контекстах может называться: 1) логическое отношение (способность сказываться о многом) между предикатом (общим понятием) и субъектом (конкретным индивидом); 2) «общая природа», рассматриваемая в абсолютном смысле, то есть безотносительно к конкретному индивиду и его «этовости»; 3) понятие нашего ума, сформированное сообразно «общей природе». В соответствии с этим общее присутствует только в уме в виде понятия, поскольку в вещах общее всегда ограничено и детерминировано той или иной «этовостью», от которой оно отлично только формально, но не реально. В целом позицию Дунса Скота можно охарактеризовать как умеренно реалистическую, сообразно которой общее, хотя и не в чистом виде, но все же реально присутствует в единичном.