Жизнь и сочинения Клеанфа

share the uri
  • Жизнь и сочинения Клеанфа

    Клеанф из Асса (Κλεάνθης ῎Ασσιος, ок. 331/30 – ок. 232/1 до н.э.) – крупный представитель Ранней Стои, ученик Зенона из Кития и его преемник во главе школы.

    Клеанф был родом из г. Асс в Троаде (Страбон XIII 1,57). По наиболее распространенной версии, родился в архонтство Аристофана (ок. 331/30 до н.э.), умер в архонтство Ясона (ок. 232/1) и прожил, таким образом, ок. 100 лет (Лукиан. Долгожители 19; Геркуланейский список стоиков col. 28‒29). Этой версии противоречит сообщение Диогена Лаэртия (VII 176), согласно которому Клеанф прожил 80 лет. В молодости Клеанф был кулачным бойцом (Диоген Лаэртий VII 168), а приехал в Афины и примкнул к Зенону в более чем зрелом возрасте – возможно, ок. 280 г. – и был его слушателем 19 лет (там же, VII 176). Вел аскетически-скромное существование: имел минимум одежды, зарабатывал на жизнь и на учебу у Зенона физическим трудом – носил воду для поливки садов, молол муку, пек лепешки (Диоген Лаэртий VII 168‒169; Сенека. Письма к Луцилию 44,3; Плутарх. О том, что не следует делать долгов 7, 830 d). Не имея денег на папирус, он записывал лекции Зенона на черепках и бычьих лопатках (Диоген Лаэртий VII 174). Афинские власти заподозрили Клеанфа в отсутствии средств к существованию и вызвали в суд; однако он представил свидетельства работодателей, и члены Ареопага не только оправдали его, но постановили выдать ему 10 мин, которые Зенон запретил брать (там же, VII 168‒169).

    Среди учеников Зенона Клеанф выделялся своей старательностью и медлительностью (Диоген Лаэртий VII 170). Зенон сравнивал его с дощечками, покрытыми твердым воском: на них трудно писать, но записанное долго сохраняется (там же, VII 37). После смерти Зенона Клеанф возглавлял школу 32 года (Геркуланейский список стоиков, col. 29) и на этом посту брал деньги с учеников (Геркуланейский список стоиков, col. 19; Квинтилиан. Наставление оратору XII 7,9). Со временем он приобрел известность: египетский царь Птолемей – Филадельф или Эвергет, но не Филопатор, как ошибочно утверждает Диоген Лаэртий (VII 177) – пригласил его (вероятно, в 240-х гг.) приехать или прислать кого-либо из учеников (там же, VII 185). Умер Клеанф, отказавшись от пищи во время болезни (VII 176).

    Слушателем Клеанфа был Сфер, начавший учебу еще у Зенона; самым значительным учеником Клеанфа и его преемником во главе школы был Хрисипп, крупнейший представитель Ранней Стои.

    Сочинения. Клеанфу принадлежат многочисленные сочинения по всем разделам стоического учения (из ранних стоиков больше него написал только Хрисипп). Известны 58 названий: 50 по списку Диогена Лаэртия (VII 174 = SVF I 481), составленному столь же бессистемно, как и список сочинений Зенона, прочие – по Диогену Лаэртию и по другим источникам; время и последовательность написания установить невозможно. Судя по замечанию Диогена Лаэртия, они отличались хорошим стилем. В более или менее цельном виде до нас дошел «Гимн к Зевсу», который в поэтической форме выражает квинтэссенцию стоического мироощущения и считается заметным памятником античной гимнографии.

    [1] «О времени» (Περὶ χρόνου). Какое время имеется в виду, физическое или грамматическое, установить невозможно.

    [2] «О Зеноновом учении о природе» в 2 кн. (Περὶ τῆς [τοῦ] Ζήνωνος φυσιολογίας βʹ).

    [3] «Разыскания о Гераклите» в 4 кн. (Τῶν ῾Ηρακλείτου ἐξηγήσεις δʹ). Клеанф первым из стоиков написал обширное специальное сочинение о Гераклите; затем еще более обширное сочинение на эту тему написал Сфер (SVF I 620 [8]).

    [4] «О чувственном восприятии» (Περὶ αἰσθήσεως).

    [5] «Об искусстве» (Περὶ τέχνης). Какое искусство имеется в виду, риторическое или «искусство правильно жить», не ясно. Теоретически возможно понимать как «О науке» (ср. SVF I 490).

    [6] «Против Демокрита» (Πρὸς Δημόκριτον). Возможно, сходного содержания сочинение [51] – SVF I 493.

    [7] «Против Аристарха» (Пρὸς ᾿Αρίσταρχον). Сочинение обращено против астронома Аристарха Самосского (ок. 320‒250), который считал, что Земля вращается по кругу, оборачиваясь одновременно вокруг своей оси (SVF I 500), т.е. фактически предложил гелиоцентрическую систему.

    [8] «Против Герилла» (Пρὸς ῞Ηριλλον). Возможно, сочинение посвящено проблеме целеполагания.

    [9] «О влечении» в 2 кн. (Περὶ ὁρμῆς βʹ). Видимо, развитие темы, предложенной Зеноном (SVF I 41 [3]); той же теме посвящены сочинение Сфера (SVF I 620 [12]) и, несомненно, многие сочинения Хрисиппа.

    [10] «Исследование о древностях» (Ἀρχαιολογία). Возможно, историографические разыскания в области древней физики.

    [11] «О богах» (Περὶ θεῶν). Возможный источник для Посидония, а через него – для Цицерона и Корнута.

    [12] «О гигантах» (Περὶ γιγάντων). Возможно, речь шла о первых людях, сынах земли (γηγενεῖς), и слово «гиганты» появилось в результате ошибки переписчика. Возможно также, что сочинения [10]–[12] составляли своеобразный цикл, посвященный историко-научным и религиозным вопросам.

    [13] «О свадьбе» (Περὶ ὑμεναίου).

    [14] «О поэте» (Περὶ τοῦ ποιητοῦ). По всей видимости, комментарии к Гомеру (ср. SVF I 526; 535).

    [15] «О надлежащем» в 3 кн. (Περὶ τοῦ καθήκοντος γʹ). Одноименные сочинения у Зенона (SVF I 41 [5]), Сфера (SVF I 620 [11]) и Хрисиппа (SVF III 752).

    [16] «О благоразумии» (Περὶ εὐβουλίας). Благоразумие по общестоическому определению (или по определению Хрисиппа) – «знание того, что и как делать, чтобы быть полезным» (SVF III 264).

    [17] «О милости» (Περὶ χάριτος). Возможное содержание – проблемы вменимости, мотивации действия и воздаяния; особая тема – прощение ошибок (см. SVF I 578‒580).

    [18] «Увещание» (Προτρεπτικός). Сочинения с таким же или похожим названием у Аристона (SVF I 333 [1]), Персея (SVF I 435 [7]) и Хрисиппа (SVF III 761).

    [19] «О добродетелях» (Περὶ ἀρετῶν).

    [20] «О природной одаренности» (Περὶ εὐφυΐας). Εὐφυΐα – природная способность или природная одаренность, способствующая обретению добродетели (см. SVF III 366).

    [21] «О Горгиппе» (Περὶ Γοργίππου).

    [22] «О зависти» (Περὶ φθονερίας).

    [23] «О любовном влечении» (Περὶ ἔρωτος). Возможно, речь шла о возвышенной любви, способствующей добродетели (см. SVF III 717); ср. ниже, [25].

    [24] «О свободе» (Περὶ ἐλευθερίας). Среди всех стоиков такое сочинение засвидетельствовано только для Клеанфа. Возможно, в нем рассматривался стоический топ «только мудрец свободен».

    [25] «Любовное искусство» (Ἐρωτικὴ τέχνη). Ср. выше, [23].

    [26] «О чести» (Περὶ τιμῆς).

    [27] «О славе» (Περὶ δόξης). С равным основанием можно понимать как «О ложном мнении»; одноименное сочинение было у Сфера (SVF I 620 [27]).

    [28] «Политик» (Πολιτικός). В этом сочинении, возможно, развивались идеи «Государства» Зенона. Следует учесть, что для Клеанфа «политика» – в определенном смысле самостоятельная часть учения (см. SVF I 482); ср. ниже, [38].

    [29] «О совете» (Περὶ βουλῆς). Сочинение с таким названием не зафиксировано больше ни у кого из стоиков. Вероятно, можно читать περὶ βουλήσεως, т.е. «о разумном желании»; тогда это будет сочинением по этико-психологической проблематике (акт свободного выбора и т.п.).

    [30] «О законах» (Περὶ νόμων).

    [31] «О судебном разбирательстве» (Περὶ τοῦ δικάζειν).

    [32] «О воспитании» (Περὶ ἀγωγῆς).

    [33] «Логика [О разуме]» в 3 кн. (Περὶ τοῦ λόγου γʹ).

    [34] «О конечной цели» (Περὶ τέλους). Видимо, первое специальное сочинение на эту тему в школьной традиции; одноименное сочинение – у Хрисиппа (SVF III 85).

    [35] «О прекрасном» (Περὶ καλῶν). По всей видимости, речь идет о нравственно-прекрасном.

    [36] «О поступках» (Περὶ πράξεως). Возможно, в этом сочинении рассматривалась проблема соотношения цели и средств в практической деятельности, теория поступка.

    [37] «О знании» (Περὶ ἐπιστήμης).

    [38] «О царской власти» (Περὶ βασιλείας). На ту же тему – сочинения Персея (SVF I 435 [1]) и Сфера (SVF I 620 [14]).

    [39] «О дружбе» (Περὶ φιλίας).

    [40] «О возлиянии» (Περὶ συμποσίου).

    [41] «О том, что у мужчины и женщины одна добродетель» (Περὶ τοῦ ὅτι αὐτὴ ἀρετὴ καὶ ἀνδρὸς καὶ γυναικός). Впоследствии типичный диатрибический топ (SVF III 253‒254; Музоний Руф p. 8, 15 сл. Hense).

    [42] «О мудрствовании мудрого» (Περὶ τοῦ τὸν σοφὸν σοφιστεύειν).

    [43] «О полезных советах» (Περὶ χρειῶν).

    [44] «Беседы» в 2 кн. (Διατριβῶν βʹ).

    [45] «О наслаждении» (Περὶ ἡδονῆς). Сочинение, как минимум, в 2 кн. (SVF I 558) и, по всей видимости, антиэпикурейского характера.

    [46] «О свойствах» (Περὶ ἰδίων). Возможно, сочинение логического характера; см. SVF II 226.

    [47] «О неразрешимом» (Περὶ τῶν ἀπόρων).

    [48] «О диалектике» (Περὶ διαλεκτικῆς).

    [49] «Об оборотах речи» (Περὶ τρόπων). Не исключено, что имелись в виду формы простейших силлогизмов.

    [50] «О предикатах» (Περὶ κατηγορημάτων).

    Не вошли в список:

    [51] «Об атомах» (Περὶ τῶν ἀτόμων): Диоген Лаэртий VII 134 = SVF I 493. Возможно, сочинение, полемически обращенное против Демокрита.

    [52] «Физические заметки» (Ὑπομνήματα φυσικά): Плутарх. О противоречиях у стоиков 7, 1034 d = SVF I 563.

    [53] «О Повелителе» (Περὶ τοῦ Κυριεύοντος) [название предположительное]: Эпиктет. Беседы II 19, 1‒4 = SVF I 489 ср. II 283. Имеется в виду логический тест, принадлежавший мегарскому логику Диодору Крону.

    [54] «О перемене» (Περὶ μεταλήψεως): Афиней XI 467 D; 471 B = SVF I 591. Сочинение, видимо, было посвящено проблеме соответствия знака и обозначаемого в широком смысле, а в специальном – вопросам риторического и грамматического плана.

    [55] «Об одежде» (Περὶ στολῆς): Филодем. О философах XV 21‒22 = SVF I 590. Или «О манере одеваться» – возможно, диатрибический топ (ср. Музоний Руф р. 105 сл. Hense).

    [56] «О деньгах» (Περὶ χαλκοῦ): Диоген Лаэртий VII 14 = SVF I 589.

    [57] «Риторика» (Τέχνη ῥητορική) [название предположительное]: Квинтилиан. Наставление оратору II 15‒33‒34; Цицерон. О пределах блага и зла IV 7 = SVF I 491‒492.

    [58] «Гимн к Зевсу» [название условное]: Стобей. Эклоги I 1,12 = SVF I 537.

    Систематическое распределение сочинений по частям учения:

    Логика: [33], [37], [47], [48], [49], [50], [53], [57].

    Физика: [2], [3], [6], [7], [9], [10], [51], [52].

    Этика: [8], [13], [15], [16], [17], [18], [19], [20], [22], [23], [24], [25], [26], [28], [29], [30], [31], [32], [34], [35], [36], [38], [39], [40], [41], [42], [43], [44], [45], [55], [56].

    Сочинения многоплановые: [4], [11], [14], [54], [58].

    Сочинения, тематика которых не поддается уточнению: [1], [5], [12], [21], [27], [46].

    Следует отметить значительное несоответствие тематики названий (сочинения по этике превалируют) содержанию сохранившихся текстов (превалируют тексты по физической части).

    В классическом издании фон Арнима (SVF I) в общей сложности 156 фрагментов, относящихся к Клеанфу (фрг. 463‒481: свидетельства; фрг. 482‒619: мнения Клеанфа или их переложения).

  • Sources

  • I frammenti degli Stoici antichi / Trad. e annot. da N. Festa. Vol. II. Bari, 1932 (repr. Hildesheim; New York, 1971).
  • SVF – Stoicorum veterum fragmenta. Vol. I: Zeno et Zenonis discipuli / Coll. I. ab Arnim. Lipsiae, 1903 (2 ed. Lipsiae, 1921).
  • Stoici Antichi / A cura di M. Isnardi Parente. Vol. I. Torino, 1989.
  • The Fragments of Zeno and Cleanthes / With intr. and expl. notes by A.C. Pearson. London, 1891.
  • Thom J.C. Cleanthes’ Hymn to Zeus. Text, Translation and Commentary. Tübingen, 2005.
  • Watanabe A.T. Cleanthes, Fragments. Text and Commentary. Diss. Urbana (Ill.), 1988.
  • Фрагменты ранних стоиков / Пер. и коммент. А.А. Столярова. T. I. М., 1998.
  • Bibliography

  • Dorandi T. Per la cronologia dei filosofi ellenistici: Cleante e Crantore // Proceedings of the 19th Congress of Papyrology (Cairo, 2‒9 Sept. 1989). Vol. 1. Cairo, 1992. P. 491‒502.
  • Lapini W. Cleante il Macinatore // Elenchos. 1995. Vol. 16(2). P. 291‒304.
  • Mayer A. Die Chronologie des Zenon und Kleanthes // Philologus. 1912. Bd. 71. S. 211‒237.
  • Verbeke G. Kleanthes van Assos. Brussels, 1949.