Камалашила

Electronic philosophical encyclopedia article
share the uri

Камалашила

Камалашила (Kamalaśīla, санскр. «добродетельный, как цветок розового лотоса»), буддийский философ, ученик и младший современник Шантаракшиты. Годы жизни согласно разным исследователям: 700‒750 (Накамура), 713‒794 (Бхаттачарья). Сведения о его жизни содержатся в тех же тибетских трактатах, которые сообщают о Шантаракшите. Камалашила родился в Восточной Индии, жил в Магадхе, учился и преподавал тантру в Наланде. Был непосредственным учеником Шантаракшиты до того, как тот уехал в Тибет в 743 [Śāntarakṣita, 1926, vol. 1, p. 18].

Прибыв из Индии в Тибет по приглашению тибетского царя Трисон Децена уже после смерти Шантаракшиты, Камалашила распространял буддизм, преподавая учения праджня-парамиты. Участвовал в дискуссии в Самъе (792‒794/7) о пути к нирване с китайским монахом Хошаном Махаяной, лидером буддийского учения чань-цзун (дхьяна). Если согласно концепции чань просветление (бодхи) достигается в ходе мгновенного прозрения, то Камалашила в духе учения тантры и более традиционного буддизма считал, что путь к нирване длительный и состоит из 8 ступеней, предполагая активную интеллектуальную вовлеченность, медитацию и сосредоточение. Существует предположение, что Шантаракшита не мог справиться с Хошаном и Камалашила был вызван специально для этого. Сообщается, что после победы Камалашилы в диспуте побежденные с оружием в руках напали на победителей и Камалашила был убит тибетским еретиком Бонпосом [Tucci, 1929]; факт убийства ставится под сомнение [Лысенко, Канаева, 2014].

Уже до первого посещения Шантаракшитой Тибета Камалашила приобрел славу ученого и искусного спорщика. В составе «Тенгьюра» сохранилось 18 сочинений Камалашилы (большинство на тибетском, некоторые на санскрите) – комментарии к махаянским сутрам, сочинениям Шантаракшиты, Дхармакирти и Шантидевы. Главные из них – «Таттвасанграха-панджика» – пословный комментарий на «Таттвасанграху» Шантаракшиты, «Бхавана-крама» («Ступени созерцания»), «Мадхъямака-алока» («Рассмотрение мадхъямаки»), а также пословный комментарий «Панджика» на «Мадхъямака-аланкару» Шантаракшиты. Автор ряда работ, в которых рассматриваются учения ньяи и тантры.

«Бхавана-крама» – трактат, состоящий из трех частей, написанный Камалашилой в Тибете, посвящен постепенному духовному совершенствованию (в противовес идеям чань-буддизма) в русле учения мадхъямаки. Фрагменты трактата на санскрите изучались и были изданы Е.Е. Обермиллером [Камалашила, 1963] и Дж. Туччи [Kamalashila, 1958].

Многотомный комментарий Камалашилы к «Таттвасанграхе» «Таттвасанграха-панджика» является памятником его выдающейся учености. В нем он проясняет чрезвычайно сложные для понимания карики Шантаракшиты. Кроме того, в «Таттвасанграхе» не упоминается никаких имен, а только излагаются различные мнения, Камалашила же приводит имена авторов и дает обширные цитаты из их работ. В некоторых местах, где Шантаракшита считает нецелесообразным дальнейшее опровержение теорий оппонентов, Камалашила углубляет дискуссию, предвосхищая самые незначительные возражения с их стороны и умело их опровергая.

Камалашилу относят к школе сватантрика-мадхьямака, в ряде моментов отличавшейся от йогачара-мадхьямаки Шантаракшиты и критиковавшей некоторые идеи йогачары [Андросов, 2011, с. 355], а также чань-буддизма. В то же время Камалашила использовал идеи и методы как мадхъямаки, так и йогачары для отстаивания новой, объединенной махаяны.

 

Bodhicitta-vivarana of Nagarjuna and Bodhicitta-bhavana of Kamalashila / Tibetan Version and Hindi transl. by Gyaltsen Namdol. Samath, 1991.

Kamalashila. First Bhavanakrama // Tucci G. Minor Buddhist Texts. Pt 2. Rome, 1958.

Tattvasaṅgraha of Ācārya Śāntarakṣita with the commentary Pañjikā of Śrī Kamalaśīla / Ed. by Swāmi Dvārikādas Śāstrī. 2 Vols. Varanasi, 1968.

The Tattvasangraha of Shantaraksita With the Commentary of Kamalashila / Transl. by G. Jha. Vol. 1‒2. Delhi, 1986.

Śāntarakṣita. Tattvasaṃgraha, with the comment. Pañjikā of Shrī Kamalaśīla / Ed. by E. Kṛṣṇāmācārya; with a Foreword by B. Bhattacharyya. 2 Vols. Baroda, 1926.

Камалашила. Бхаванакрама (Трактат о созерцании) / Факсимиле с предисл. Е.Е. Обермиллера. М., 1963.

Hāṇḍā, Omacanda. Buddhist Western Himalaya: A politico-religious history. Indus Publishing, 2001.

Nakamura H. Indian Buddhism. A Survey with bibliographical notes. Tokyo, 1980.

Roerich G.N. The Blue annals. 2 Pts. Calcutta, 1949‒1953.

Tucci G. Buddhist logic before Dignāga (Asaṅga, Vasubandhu, Tarka-śastras) // Journal of the Royal Asiatic Society. 1929. No. 3. P. 451‒488.

Андросов В.П. Камалашила // Философия буддизма: энциклопедия. М., 2011. C. 355.

Андросов В.П. Мадхъямака // Философия буддизма: энциклопедия. М., 2011. C. 420‒422.

Андросов В.П. Шантаракшита // Философия буддизма: энциклопедия. М., 2011. C. 799‒800.

Иванов В.П. Рукопись «Бхаванакрамы» из индийского собрания ИВР РАН как объект научного исследования // Mitrsampradānam. СПб., 2018. С. 419‒431.

Игнатович А.Н. Мадхъямака // Философия буддизма: энциклопедия. М., 2011. C. 422‒425.

Индийская философия: энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц. М., 2009.

Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ, 1999.

Лысенко В.Г., Канаева Н.А. Шантаракшита и Камалашила об инструментах достоверного познания. М., 2014.

Чаттерджи А.К. Идеализм йогачары. Шечен, 2004.

Bodhicitta-vivarana of Nagarjuna and Bodhicitta-bhavana of Kamalashila / Tibetan Version and Hindi transl. by Gyaltsen Namdol. Samath, 1991.

Kamalashila. First Bhavanakrama // Tucci G. Minor Buddhist Texts. Pt 2. Rome, 1958.

Tattvasaṅgraha of Ācārya Śāntarakṣita with the commentary Pañjikā of Śrī Kamalaśīla / Ed. by Swāmi Dvārikādas Śāstrī. 2 Vols. Varanasi, 1968.

The Tattvasangraha of Shantaraksita With the Commentary of Kamalashila / Transl. by G. Jha. Vol. 1‒2. Delhi, 1986.

Śāntarakṣita. Tattvasaṃgraha, with the comment. Pañjikā of Shrī Kamalaśīla / Ed. by E. Kṛṣṇāmācārya; with a Foreword by B. Bhattacharyya. 2 Vols. Baroda, 1926.

Камалашила. Бхаванакрама (Трактат о созерцании) / Факсимиле с предисл. Е.Е. Обермиллера. М., 1963.

Hāṇḍā, Omacanda. Buddhist Western Himalaya: A politico-religious history. Indus Publishing, 2001.

Nakamura H. Indian Buddhism. A Survey with bibliographical notes. Tokyo, 1980.

Roerich G.N. The Blue annals. 2 Pts. Calcutta, 1949‒1953.

Tucci G. Buddhist logic before Dignāga (Asaṅga, Vasubandhu, Tarka-śastras) // Journal of the Royal Asiatic Society. 1929. No. 3. P. 451‒488.

Андросов В.П. Камалашила // Философия буддизма: энциклопедия. М., 2011. C. 355.

Андросов В.П. Мадхъямака // Философия буддизма: энциклопедия. М., 2011. C. 420‒422.

Андросов В.П. Шантаракшита // Философия буддизма: энциклопедия. М., 2011. C. 799‒800.

Иванов В.П. Рукопись «Бхаванакрамы» из индийского собрания ИВР РАН как объект научного исследования // Mitrsampradānam. СПб., 2018. С. 419‒431.

Игнатович А.Н. Мадхъямака // Философия буддизма: энциклопедия. М., 2011. C. 422‒425.

Индийская философия: энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц. М., 2009.

Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ, 1999.

Лысенко В.Г., Канаева Н.А. Шантаракшита и Камалашила об инструментах достоверного познания. М., 2014.

Чаттерджи А.К. Идеализм йогачары. Шечен, 2004.

Титлин Л.И.